Премьер-министр Великобритании Кир Стармер провел встречу с чрезвычайным правительственным комитетом 5 августа на фоне не прекращающихся уже шесть дней выступлений против мигрантского сообщества в стране. Вспыхнувшие после убийства трех девочек в Саутпорте 30 июля демонстрации перекинулись на Лондон и другие крупные города королевства. Более 420 человек были задержаны. Это самые массовые беспорядки с 2011 года и первый серьезный кризис для лейбористов, которые пришли к власти месяц назад. Как развивается ситуация в Великобритании — в материале «Известий».
Спустя шесть дней массовых беспорядков в Великобритании 5 августа премьер Стармер созвал чрезвычайный правительственный комитет (Cobra) для обсуждения путей реагирования на продолжающиеся акции правых радикалов против мигрантского сообщества Соединенного королевства. В последний раз такая встреча проводилась в 2021 году во время вывода британских сил из Афганистана.
Массовые беспорядки начались в городе Саутпорт 30 июля, после того как днем ранее три маленькие девочки были убиты во время танцевального мастер-класса. Изначально появились сведения, что преступление совершил мусульманский беженец, однако позже было подтверждено, что эта информация ошибочна. Обвиняемый в резне Аксель Рудакубана — уроженец британского Кардиффа с руандскими корнями.
Волна непроверенной информации была поддержана праворадикальными активистами и вылилась в множественные нападения на мечети, библиотеки и места временного размещения беженцев. Ситуация усугубилась в выходные.
С 30 июля до вечера 4 августа полиция задержала более 420 участников беспорядков в Лондоне, Хартпуле, Бристоле, Белфасте, Саутпорте, Хале, Сток-он-Тренте, Ливерпуле и других городах, сообщает британская пресса, отмечая также, что это самые серьезные акции с 2011 года.
За одно только воскресенье демонстранты напали на два отеля, в которых временно проживали просители убежища. Один инцидент произошел в городе Тамуэрт в графстве Стаффордшир. Протестующие закидали здание гостиницы петардами, произошло возгорание. Второй — в городе Ротерем в графстве Южный Йоркшир. Зачинщики беспорядков разбили стекла отеля, пробрались внутрь, заблокировали входы мусорными баками и подожгли здание. Сообщается, что они кричали: «Выгони их» и «Мы хотим вернуть нашу страну».
Одновременно с протестами правых из-за мигрантов в некоторых городах на акции против расизма вышли левые активисты. Стычки между ними произошли в Манчестере.
«Я гарантирую, что вы пожалеете о том, что приняли участие в этих беспорядках, будь то непосредственно или разжигая ненависть онлайн», — заявил премьер-министр Кир Стармер в своем обращении к нации 4 августа.
Стармер назвал происходящее ультраправым бандитизмом, поддержал мигрантов и отметил: то, что сейчас происходит на улицах, не представляет страну в целом.
В качестве меры защиты мусульманского населения правительство Великобритании 4 августа заявило о планах выделить около $38 млн на защиту мечетей. Кроме того, суды королевства сообщили о готовности работать в ночное время, чтобы рассмотреть дела против всех зачинщиков беспорядков. Около 4 тыс. дополнительных офицеров полиции вышли на работу. Власти, однако, отмечают, что призывать к работе армию пока необходимости нет.
Массовые беспорядки, охватившие Великобританию, — первое серьезное испытание для Кира Стармера и Лейбористской партии, которая сменила консерваторов спустя 14 лет их нахождения у власти.
Стармер занял пост 5 июля, тем не менее у него уже есть опыт борьбы с демонстрантами. Во время беспорядков в 2011 году он занимал должность директора департамента государственного обвинения и эффективно справился с угрозой.
Этот опыт не столь релевантен для Стармера сейчас, утверждает первый заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Игорь Ковалев.
— У нынешней власти пока нет конкретного плана. Проблема заключается в том, что в 2011 году Кир Стармер не был у власти, поэтому у него нет конкретных рецептов, как решать эту проблему. Пока же власти находятся в замешательстве, — говорит эксперт.
Консерваторы, находясь у власти, использовали в свою пользу общественное недовольство миграцией и заверяли, что прикладывают все усилия, чтобы с ней бороться. К слову, именно критика принятой на тот момент миграционной политики была одной из причин, по которой британцы голосовали за выход из состава Евросоюза на референдуме в 2016 году.
— Проблема миграции не новая для Великобритании. До Brexit проблемой был приток из ЕС, теперь это приток из других стран. Для Британии это серьезная проблема, — продолжает Игорь Ковалев.
При этом, несмотря на обещания бороться с наплывом приезжих, реальные итоги 14-летней работы консерваторов в этом направлении говорят о росте как легальной миграции, так и беженцев. Показатель чистой миграции (число прибывших минус число отбывших) к 2022 году достиг 764 тыс., что в три раза больше показателя до 2016-го.
К слову, тема борьбы с миграцией была одной из основных во время предвыборной гонки. И если экс-премьер Риши Сунак после переизбрания обещал перейти к выполнению своего плана по отправке просителей убежища в Руанду, то Кир Стармер утверждал: все заявки от мигрантов, которые уже находятся в стране, будут рассмотрены.
Для борьбы с притоком новых нелегалов Стармер предлагал обратить внимание на причины этого явления, в том числе бросить усилия на сдерживание банд торговцев людьми. Теперь же от успешности решения этого кризиса во многом зависит рейтинг нового правительства, подводит итог Игорь Ковалев.