Протесты в стране начались в июле в университетском кампусе. Студенты выступили против возврата практики квотирования 30% рабочих мест для членов семей ветеранов войны за независимость 1971 года. Эта практика была отменена в 2018 году. Однако ее вернули в начале лета 2024 года. Студенты расценили это как дискриминацию по трудовому праву на фоне и без того высокой безработицы.
Чтобы охладить протест, власти ввели комендантский час. В минувшие выходные тысячи протестующих проигнорировали комендантский час в Дакке и вновь вышли на акции протеста с требованием отставки премьера Шейх Хасины и расследования гибели около 200 человек в столкновениях с силами правопорядка.
Реакцией власти стала блокировка доступа к интернету по всей стране. Здесь в ситуацию вмешались военные. Они стали на сторону народа и выдвинули «45-минутный ультиматум». За это время Шейх Хасине было предложено уйти в отставку и покинуть страну. Военные пообещали обеспечить коридор безопасности. В противном случае армия присоединилась бы к протестующим.
В понедельник днем командующий сухопутными войсками Бангладеш генерал Вакер уз-Заман объявил, что Шейх Хасина покинула страну. Он допустил вероятность, что за рубежом она может попытаться собрать временное правительство в изгнании.
Тем временем в Бангладеш будет сформировано временное правительство, которое возьмет на себя функции управления государством в переходный период, уточнил Вакар-уз-Заман.
Как изменится политика Бангладеш после переворота
Политолог Сергей Марков в оценке событий в азиатской стране отметил, что это был не проамериканский переворот. «Он скорее пропакистанский, прокитайский, промусульманский и антииндийский. У власти долго было про индийское правительство как последствие отделения Бангладеш от Пакистана в 1971 году. Правительство Бангладеш ограничивало у власти мусульман, которые составляют большинство. Это борьба между новыми великими державами: Китаем и Индией», - написал Марков в Telegram.
Экономические проекты России в Бангладеш могут «зависнуть»
Радиоведущий, обозреватель Сергей Мардан подчеркнул, что события в Бангладеш непосредственно касаются России. С уходом премьер-министра Шейх Хасины Москва рискует потерять:
- договор с «Росатомом» на строительство АЭС «Руппур» стоимостью, согласно данным Bloomberg, 12,65 млрд долларов;
- экспорт пшеницы. В 2023 году его объем экспорта достиг рекордных 2,7 млн тонн;
- второго по важности торгового партнера в Южной Азии. Так, по итогам 2023 года товарооборот России и Бангладеш вырос на 16,5 процента и достиг уровня в 2,7 миллиарда долларов;
- работы Газпрома на шельфе.