Мир надолго оказался в эпохе высоких ставок. Жесткая денежно-кредитная политика сохраняется не только у нас (ЦБ РФ поднял ключевую на 2 п.п., до 18%, на заседании 26 июля). Так, в середине июля Европейский ЦБ также не стал менять установленные ставки: по кредитам их оставили на уровне 4,25%, по депозитам — 3,75%. Как подчеркнули представители регулятора, дальнейшего плана решений нет — ЕЦБ будет на каждом следующем заседании ориентироваться на статистические данные.
В конце месяца банк Японии повысил учетную ставку с 0–0,1% до 0,25% — сейчас показатель находится на максимуме с конца 2008 года. Это второе ужесточение политики с начала 2024-го, хотя до этого регулятор на протяжении многих лет придерживался политики отрицательных ставок. Сигнал оказался «ястребиным» — Банк Японии допустил дальнейшее увеличение основного показателя.
Наконец, Федеральная резервная система (ФРС) США 31 июля в восьмой раз подряд сохранила уровень процентной ставки в диапазоне 5,25–5,5%. Тем не менее в своем выступлении глава регулятора Джером Пауэлл дал рынка надежду, сделав несколько «голубиных» заявлений.
В частности, ФРС полагает, что «экономическая активность продолжает расти уверенными темпами». Очевидно, эта формулировка основывается на предварительной оценке роста ВВП США во II квартале, составившего 2,8%. При этом формулировка относительно состояния рынка труда стала чуть более осторожной. ФРС отмечает замедление роста числа новых рабочих мест и повышение уровня безработицы.
Для участников рынка это служит аргументом в пользу приближения цикла смягчения денежно-кредитной политики. По мнению Джерома Пауэлла, спрос и предложение на рынке труда пришли в равновесие. Регулятор больше не считает этот сегмент экономики источником инфляционного давления и не заинтересован в его дальнейшем значительном охлаждении.
Поэтому, если статистика рынка труда в ближайшее время будет указывать на соответствующие тенденции, ФРС может начать действовать решительнее.
В фокусе не только американского, но и мирового инвестсообщества находится оценка регулятором прогресса в сдерживании инфляции. В предыдущих комментариях ФРС отмечалось, что она остается «повышенной», а по итогам июльского заседания эту оценку заменили на «немного повышенную». Джером Пауэлл признал, что инфляция существенно замедлилась, хотя и остается несколько выше таргета 2%.
Тем не менее четких сигналов по поводу решений, которые будут приняты на последующих заседаниях Федрезерва, он традиционно не посылает. Но совокупность экономических данных продолжает указывать на скорый разворот денежно-кредитной политики в США.
Отвечая на вопросы журналистов, Джером Пауэлл заявил, что если комитет увидит снижение инфляции в соответствии с ожиданиями вкупе с относительно сильным ростом ВВП при сохранении текущих условий на рынке труда, то в сентябре вполне может снизить ставку. Аналитики Freedom Broker по-прежнему прогнозируют два пересмотра ставки до конца года — в сентябре и в декабре.
Такие заявления могут стать сигналом не только для инвесторов, но и для других центробанков мира.
Впрочем, участники рынка скорее нейтрально восприняли результаты заседания ФРС. Торги 31 июля завершились ростом S&P 500 на 1,58%, повышением NASDAQ 100 на 3%, а индекс малокапитализированных компаний Russell 2000 прибавил скромные 0,51%.
Разворот денежно-кредитной политики в США — а, может быть, и по всему миру — вероятно, окажет поддержку котировкам золота как защитного актива. Когда процентные ставки находятся на высоком уровне, инвесторам выгоднее всего держать деньги в банках на вкладах: это безопасно и достаточно доходно. А когда процентные ставки снижаются, альтернативная стоимость владения золотом уменьшается — что делает его более привлекательным для вложений. Мы уже видим результат: на днях стоимость главного драгметалла в моменте обновила рекорд, поднявшись выше $2500 за тройскую унцию.
Автор — директор аналитического департамента «Фридом Финанс»
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора