Необычный повод для травли!
В современном мире борода у мужчин встречается очень часто, и вопросов к её обладателям обычно не возникает. Но когда-то растительность на лице могла стать источником проблем. Один легендарный футболист знает об этом не понаслышке!
В середине XX века европейской страной, где был введен жесткий запрет на бороду, была Албания. Ее тоталитарный лидер Энвер Ходжа считал, что лишние волосы на лице — это влияние тлетворного капитализма, и гражданам страны они точно не нужны. За дополнительную растительность полагались серьезные санкции — конечно, в тюрьму не сажали, но выгнать с работы или из института вполне могли. Единственный вариант избежать проблем — побриться наголо.
По некоторым данным, под такое жесткое правило могли попасть и иностранцы. Поскольку Албания была очень закрытой страной, гости из других государств посещали ее редко. Те же, кому удавалось попасть в царство Ходжи, рисковали своей внешностью.
Одним из тех, кто мог попасть под албанский трибунал, был шотландский футболист Дэнни Майгрейн. В конце 1970-х годов он уже считался легендой «Селтика», отдав этой команде более десяти лет. Защитник отличался не только мощной игрой в обороне кельтов, но и бакенбардами в греческом стиле. Казалось бы, что в этом такого?
Но в 1979 году «Селтик» поехал играть в Албанию — в первом раунде Кубка чемпионов ему достался «Партизани» из Тираны. Местная пресса не упустила шанса соблюсти линию партии и от души потопталась на бороде Макгрейна.
В албанских газетах писали, что образ Дэнни развращает молодежь, и футболисту стоит сделать выбор — либо воспользоваться бритвой, либо вообще не въезжать в страну. Были и малоприятные, и даже унизительные характеристики в адрес защитника. Масла в огонь добавили шотландские журналисты — они тоже разнесли Макгрейна, обвинив его в незнании албанских порядков и неоправданном риске для себя.
Понятно, что ментальное состояние шотландца было, мягко говоря, неважным. Обычная борода стала для него вопросом жизни и смерти.
— Я понимал, что парень, который руководит Албанией, запрещает своим жителям носить бороды и слушать рок-музыку. Газеты писали, что я якобы негативно влияю на молодежь. У меня была мысль сбрить бороду от греха подальше. Правда, тогда я бы потратил два года, чтобы отрастить ее заново, — признавался Дэнни Макгрейн.
Удивительно, но бородатый футболист всё же въехал в Албанию и вышел играть в футбол без каких-либо изменений во внешности. Почему так произошло, история умалчивает. Но, вероятнее всего, Ходжа не рискнул создавать дипломатический скандал на спортивной почве. К тому же эпатажный лидер Албании очень любил футбол и, видимо, простил «неправильного» гостя из Шотландии.
Тем более в первом матче «Селтик» выдал весьма посредственную игру. «Партизани» этим воспользовался и победил со счетом 1:0. В еврокубках назревала мегасенсация — неужто закрытые албанцы опрокинут именитых шотландцев?
Но чуда не произошло. В ответном матче в Глазго «Селтик» спокойно взял свое. 4:1 — шотландцы вышли во второй раунд Кубка чемпионов, а дерзкие албанцы покинули турнир. В том розыгрыше КЕЧ кельты дошли до четвертьфинала, где по сумме двух матчей драматично уступили мадридскому «Реалу» (2:0, 0:3).
Дэнни Макгрейн отдал «Селтику» 17 лет, сыграв в 681 матче. Также он был лидером сборной Шотландии и выводил ее как капитан на матчи чемпионата мира 1982 года. Его включали во всевозможные списки лучших футболистов в истории Великобритании. Но в истории он останется в том числе и как человек, которого в Албании затравили из-за бороды.