Плавательный этап соревнований по триатлону на Олимпиаде прошёл в Сене, как и было изначально запланировано. Это стало возможным, так как пробы воды, взятые рано утром в среду, не показали превышения допустимого уровня болезнетворных микроорганизмов. По словам чемпионки среди женщин Кассандры Богран, ей приходилось выступать в воде и худшего качества, а американка Тэйлор Спайви отметила, что больше переживала из-за сильного течения в реке.
В среду состоялось одно из самых обсуждаемых событий парижской Олимпиады — состязания в триатлоне. Внимание к ним было приковано задолго до старта Игр, так как плавательный этап запланировали провести в реке Сена, купание в которой было запрещено на протяжении последних 100 лет из-за сильного загрязнения. Однако организаторы пообещали привести в порядок воду в канале одного из символов французской столицы, и это должно было стать едва ли не главным наследием Олимпиады.
В мероприятия по очистке были вложены колоссальные средства — €1,4 млрд — однако результаты оставляли желать лучшего. Всего за месяц до старта игр уровень кишечной палочки в воде в десять раз превышал допустимый уровень, установленный спортивными федерациями. С разных сторон в адрес Оргкомитета звучали призывы найти для триатлона другую локацию, однако в «Париже-2024» настойчиво следовали первоначальному плану.
Мэр города Анн Идальго и министр спорта Амели Удеа-Кастера даже устроили показательные заплывы, дабы продемонстрировать безопасность воды. Ждали аналогичного хода и от президента Франции Эммануэля Макрона, который не раз говорил, что непременно окунётся в Сену, но до старта Олимпиады он своё обещание так и не выполнил. При этом данные анализов за период с 17 по 23 июля показали, что река была пригодна для купания шесть дней из семи.
Однако затем на Париж обрушились дожди, в русло реки попало огромное количество сточных вод, и тесты вновь значительно ухудшились. Тренировки триатлонистов, которые были запланированы на воскресенье и понедельник, были отменены из-за превышения уровня болезнетворных бактерий. Таким образом, спортсменам предстояло проплыть дистанцию в 1500 м без разведки, что при выходе в открытую воду всегда становится неким экстримом. Пловцы должны испытать течения, заранее выбрать оптимальное расположение в русле. Всего этого они оказались лишены и должны были стартовать с листа.
Впрочем, во вторник, когда был запланирован мужской триатлон, вода всё ещё не позволяла проводить в ней соревнования. В результате было решено провести два старта, мужской и женский, в один день — либо в среду, 31 июля, либо, если анализы всё ещё будут плохими, в пятницу, 2 августа. Организаторы заявляли, что качество воды улучшается день ото дня, хотя и не так быстро, как им того бы хотелось.
Глава Международного союза триатлона Марисоль Касадо посетовала на природные катаклизмы, которые неподвластны людям, а также допустила, что соревнования в итоге пройдут в формате дуатлона. Однако этот вариант и спортсмены, и тренеры называли худшим из возможных, потому что он кардинальным образом изменил бы не только медальные расклады, но и саму суть вида спорта.
«Ерунда какая-то. Это олимпийский триатлон. А так выйдет пародия и издевательство над спортсменами. Очень непрофессионально. На Олимпийских играх такого не ожидаешь. Говорить об этом будут ещё долго, но дуатлон от этого популярнее не станет», — заявил, в частности, британский тренер Эндрю Вудрофф.
По его мнению, организаторам стоило провести соревнования в пригороде Парижа — городке Вер-сюр-Марн, который рассматривается в качестве резервной локации для олимпийского турнира по плаванию в открытой воде. Также в нескольких километрах от столицы есть место, где проводится Гран-при Франции по триатлону.
«Проплыть могли там, потом ехать на велосипедах в центр города, потому что им хочется соревнования в центре города. За Сену, похоже, ухватились из страсти. Если сёрфинг проходит на Таити, а это Французская Полинезия, то и триатлон, наверное, можно было устроить в нескольких километрах от Парижа», — отметил специалист.
Спортсмены осознавали, что им, вероятно, придётся плыть в не слишком чистой воде, и готовились к этому по мере возможности: принимали пробиотики, а также пользовались специальными ополаскивателями для полости рта перед погружением в воду. Некоторые открыто выражали своё недовольство. Олимпийская чемпионка по плаванию на открытой воде нидерландка Шарон ван Раувендал опубликовала в соцсети картинку, на которой персонаж «Властелина колец» Голлум даёт интервью журналисту в воде Сены.
«Девять дней до того, как мы выйдем из воды в таком виде», — подписала изображение пловчиха. А бронзовый призёр чемпионата Европы-2018 Мартен ван Риель заявил, что организаторы проявили неуважение к годам тренировок участников соревнований, а также ко всем поклонникам вида спорта.
«Если приоритетом было здоровье спортсменов, это мероприятие давно бы перенесли в другое место», — отметил бельгиец.
Ситуация разрешилась в ночь на среду, когда пришли результаты очередных тестов. Они показали, что вода достаточно чистая, чтобы в ней можно было плавать, и World Triathlon дал добро на проведение полноценных соревнований, несмотря на дождь, который вновь накрыл Париж.
Первыми на старт вышли женщины. Они прыгнули в воду у моста Александра III и преодолели дистанцию в два круга. Плавательный этап прошёл без каких-либо инцидентов, хотя впоследствии спортсменки и сетовали на сильное непредсказуемое течение, а вот последовавшая за ним велогонка омрачилась множеством падений.
Из-за дождя трасса не просто намокла, а стала скользкой, так что на крутых поворотах спортсменки не справлялись с управлением. Сильно пострадала норвежка Лотте Миллер, которая не смогла самостоятельно подняться после падения на спину. Также не добралась до финиша уроженка Екатеринбурга Екатерина Шабалина, которая сейчас представляет сборную Казахстана. Победа же, на радость парижской публике, досталась француженке Кассандре Богран. По завершении соревнований она отметила, что рада проведению заплыва, так как отмена плавательного этапа была бы позором для организаторов.
«Сомнений насчёт Сены у меня нет. Плавали мы в воде и похуже», — подчеркнула она.
Её поддержала Тэйлор Спайви, которая больше переживала из-за «безумного» течения.
«Один из моих партнёров по команде шутил, что не мыл руки, чтобы получить устойчивость к кишечной палочке... Я тоже шучу, что больше боюсь акул, чем качества воды. Надеюсь, не заболею, потому что наглоталась там воды. Течение было очень сильным. В какой-то момент казалось, что я плыву на месте. Обычно мы плаваем в стоячей воде, без течения. А тут было ощущение, что меня толкают назад. Потребовались большие усилия, чтобы проплыть. Это было нелегко», — цитирует американку «Чемпионат».
Свой комментарий к событию также оставил и Макрон. «За четыре года мы добились того, что было невозможным на протяжении столетия: в Сене можно плавать», — написал он в социальной сети X.
Впрочем, окончательный ответ на вопрос, удался ли эксперимент, давать пока рано. Пройдёт ещё несколько дней, прежде чем станет ясно, здоровы ли все участники соревнований. На память приходит, например, этап мировой серии по триатлону, прошедший в конце июля прошлого года в британском Сандерленде. Тогда по меньшей мере 57 человек слегли с тошнотой, рвотой и диареей после старта. Остаётся надеяться, что с парижскими олимпийцами такого не произойдёт. И, вероятно, во многом их самочувствие будет определяющим в принятии решения, переносить ли марафонское плавание в Вер-сюр-Марн или нет. Соревнования в этом виде запланированы на 8 и 9 августа.