Некогда отвергаемый церковью способ прощания с усопшими – кремация – в наши дни набирает популярность. В муниципальном учреждении «Некрополь» даже появилась новая, более мощная и современная печь для сжигания тел. Корреспондент PRIMPRESS лично побывал в крематории на Морском кладбище и узнал, в чем уникальность нового оборудования, а также основные тонкости работы специалистов.
Обновка за 18,5 миллиона рублей
Заведующий крематорием МБУ Владивостока «Некрополь» Денис Литвиненко поделился с корреспондентом PRIMPRESS первыми впечатлениями о работе нового оборудования:
«Новая печь позволяет делать в два раза больше кремаций при сопоставимых параметрах по расходу топлива. Это очень важно! Если раньше мы физически не могли позволить больше восьми сжиганий в день, то сейчас мы делаем в два раза больше процессов кремации. При этом именно в таком объеме услуга востребована».
Предыдущая печь производства США была в эксплуатации с 1965 года.
Старую печь приходилось ремонтировать каждый год, ремонт мог длиться до месяца, и город оставался без услуг крематория. Как рассказал PRIMPRESS Иван Елкин, инженер компании, которая разработала оборудование:
«Старая печь имеет допуски по экологии, которые были актуальны лет 30-40 назад. Сейчас ее эксплутировать без систем фильтрации невозможно – она будет превышать допустимые концентрации веществ. Основное отличие в том, что новая печь стала отвечать современным требованиям. Она экологичная, она не требует ежегодного дорогостоящего ремонта».
Печь из Владивостока еще и дешевле: печь производства Чехии стоит 70 миллионов рублей, немецкая – 150 миллионов рублей, наша – 18,5 миллиона рублей, притом что скорость сжигания соизмерима с чешской.
Кремация – тренд или необходимость?
Если в начале работы крематория на Морском кладбище в 2002 году около 600 тел за год предавали огню, то сейчас около 200 усопших превращаются в прах ежемесячно.
Пик популярности крематория пришелся на период эпидемии коронавируса:
«Крематорий работал на износ. Людям приходилось ждать очереди на кремацию по две недели. Это было страшно. Мы могли принимать всего восемь тел в день, очередь растягивалась. Вы представляете, что было с классическим захоронением?» – делится с корреспондентом PRIMPRESS Денис Литвиненко.
Такой рост популярности этого способа захоронения обусловлен многими причинам. Во-первых, у современных людей изменился менталитет, во-вторых, церковь приняла нейтральную сторону по отношению к кремации, в-третьих, выгода как денежная, так и территориальная, сообщил заведующий крематорием.
«Кладбища во Владивостоке не резиновые. Выделение участка под захоронения – это минимум два метра на метр, куда нужно зарыть гроб. Границы кладбища четко определены, и оно не может разрастаться. Граждане со временем поняли, насколько удобна услуга кремации. Урна – это небольшой сосуд, примерно 20 x 20 см, высотой 25-30 см. Для захоронения потребуется яма глубиной 50 см с соответствующим размером. На семейных имеющихся захоронениях появилась возможность захоронить от двух до четырех урн. Можно сделать общий памятник. При этом мы экономим и место, и деньги», – уточняет Денис Литвиненко.
Стоимость кремации начинается от 38 000 рублей, обычного захоронения – от 45 000 рублей.
Фиксированная стоимость при кремации идет только на поминальный зал – 3324 рубля за 30 минут – и на сам процесс сжигания – 12 124 рубля. Все остальное – на вкус и цвет заказчика. Цена может варьироваться из-за стоимости гроба, накрывной ткани, костюма, катафального транспорта, услуг рабочих, урны.
Кто быстрее?
Интересно, что гроб тоже влияет на время сжигания. Например, деревянный или лакированный будет гореть немного дольше, чем самый дешевый из ДСП. Имеет значение и размер тела, пол усопшего и даже профессия и состояние здоровья при жизни. Денис Литвиненко отметил, что люди, которые болели раком или работали в морях, горят дольше:
«Онкобольные при жизни проходят курс химиотерапии, лучевой терапии, у них изменяются параметры костей, и они хуже горят. Также, могу сказать, работники морских профессий занимают больше времени на кремации. Постоянно находясь в море, их организм набирает морскую соль, и их кости тоже меняются. Кроме того, стоит учитывать конституцию женщин и мужчин. Женщины сгорают быстрее, мужчины более крупные, кость более широкая, следовательно, горят медленнее».
Тем не менее среднее время сжигания тела – от 90 до 150 минут.
Гроб с телом прибыл. Что дальше?
Многие не представляют, как проходит процесс кремации. После того как тело в гробу прибывает к крематорию, собравшихся проводят в поминальный зал, и только после церемонии прощания гроб загружают в печь.
«Это общемировая практика. Мы помещаем тело в гробу в печь. Печь разогрета до определенной температуры, происходит воспламенение, начинается процесс горения. Все это контролируется датчиками. В печи есть основная камера – это гроб с телом, и вторая камера, камера «дожига». Она служит для того, чтобы максимально снизить выброс вредных веществ, которые получаются в процессе горения», – рассказывает Денис Литвиненко.
После проведения кремации от тела остается прах, который представляет собой угольки. Этот прах не отдают близким, так как в нем не только сгоревшее тело, но и металлические остатки, декор от гроба, а также кусочки костей. Для их измельчения существует специальный промышленный аппарат – кремулятор.
Далее, высыпав в поддон остатки праха, оператор проводит специальным магнитным устройством по этим останкам, чтобы примагнитить все металлические детали.
После прах помещается в чашу кремулятора, и начинается процесс вращения, который занимает 5-10 минут. Только после этого чистый прах упаковывают в урну и отдают близким. Урну с прахом можно или предать земле, или поместить в колумбарий.
Байки из крематория
Конечно, о привидениях в крематории на Морском кладбище ходит много баек. Заведующий крематорием утверждает, что это не более чем фантазии:
«Первая байка заключается в том, что сотрудники вынимают тело из гроба и раздевают умершего, – нет! Тело поступает в печь таким, каким было в момент прощания. Еще одна байка, что можно заменить гроб на самый дешевый, а гроб, в котором проходила церемония прощания, перепродать по второму разу – нет! Кто-то говорит, что сотрудники крематория воруют золотые зубы и так далее. Этого не может быть! Все проходит под видеонаблюдением. Всегда можно проверить, что где происходило. Даже цветы сжигают вместе телом. Иногда если цветов очень много, то их сжигают отдельно в конце кремации».
Напомним, ранее PRIMPRESS сообщал о том, сколько стоят похороны во Владивостоке и на что придется раскошелиться.