Изданный в 1963 году роман Леонида Платова «Секретный фарватер» сразу стал классикой жанра как морского, так и приключенческого романа. При том, что право на авторский вымысел Леонид Дмитриевич использовал по полной программе, прототип у командира Fliegender Hollander'а в реальности существовал. Звали его старший лейтенант Хайнц Шаффер, командир подлодки U-977.
17 августа 1945 года в аргентинском порту Мар-дель Плата звенела медь духового оркестра. Картина перед музыкантами и командованием ВМС этой латиноамериканской страны разворачивалась необычная: к пирсу швартовалась лодка под военно-морским флагом нацистской Германии – государства, которого не существовало уже больше трёх месяцев.
Завершив швартовку, экипаж выстраивается на палубе субмарины. На борт поднимается командующий аргентинской
флотилией вместе со своим штабом. Молодой командир субмарины докладывает ему по-немецки, но адмирал не понимает ни слова. Вскоре общий язык находится, и этот язык – французский, его знают и немецкий, и аргентинский офицеры...
U-boot, достигший берегов Латинской Америки – U-977 старшего лейтенанта Хайнца Шаффера. Подлодка вышла в боевой поход 2 мая 1945 года. Когда через неделю война закончилась, у командира и экипажа был выбор: следовать в норвежский Берген, где сдаться в плен, или...
В 1943 году в Аргентине группа офицеров совершила государственный переворот, свергнув президента Рамона Кастильо. Кастильо популярен не был, на должность избрался путём фальсификации результатов выборов, а его правление получило название «бесславная декада». На смену бесславной декаде пришла военная диктатура, один из лидеров которой полковник Хуан Доминго Перон – увлекался идеями фашизма и даже встречался с Муссолини.
Конечно, Аргентина разорвала отношения со странами «оси» ещё в 1944 году, а с марта 1945 была в состоянии войны с Германией, но... О симпатиях к ультраправым идеям и изрядной германофилии членов военной хунты Хайнцу Шафферу было известно.
«Если вернёмся – попадём в плен, предлагаю идти в Аргентину, там у нас будет больше шансов остаться на свободе!» – объявил командир подлодки экипажу. Поскольку вопрос касался каждого человека на борту, было решено провести голосование. 31 из 48 подводников проголосовал за переход в Аргентину. 16 решили вернуться в Германию. Им выдали надувную лодку и высадили недалеко от Бергена. Все возвращающиеся поклялись: в плену отвечать, что их лодка подорвалась на мине, и они – все, кто выжил из экипажа.
А оставшиеся пустились в тяжёлый и опасный путь через Атлантику. Идти в надводном положении Шаффер опасался: в конце войны союзники добились полного господства в океане, попасться на глаза патрульному самолёту и получить серию глубинных бомб не хотелось. Поэтому лодка двигалась под шноркелем – устройством для работы дизеля под водой.
Условия на борту были кошмарные: жара, влажность, постоянный грохот дизелей и вонь выхлопов. Робы моряков быстро пропитывались потом, но стирали их морской водой – для экономии пресной. Мыло быстро закончилось, и от пропитанной солью одежды начался постоянный зуд. Лица путешествовавших в тропических водах подводников были зелёными от постоянного недостатка кислорода, отсутствия солнца и зловония.
Чем дальше на юг спускалась U-977, тем жарче становилось в отсеках. Переборки покрылись плесенью, которую было ничем не вывести, тела немецких моряков покрылись сыпью и фурункулами. Люди валились с ног от усталости: оставшемуся 31 моряку приходилось нести вахту за весь экипаж. Только на 66 сутки похода Шаффер дал приказ на всплытие. Первое время немцы ходили как пьяные – свежий воздух с непривычки действовал сильнее, чем три литра баварского пива.
17 августа 1945 года вахтенный увидел землю: U-977 вышла к побережью Аргентины в районе Мар-дель Плата. Аргентинские власти организовали немцам торжественную встречу, после чего в каюте крейсера «Адмирал Бельграно» командующий задал герру Хайнцу вопрос: «Капитан, я должен сказать вам о наших подозрениях, будто ваша подлодка несколько дней назад потопила бразильский пароход «Бахия». Вас подозревают также в том, что Адольф Гитлер, Ева Браун и Мартин Борман находились у вас на борту, и вы высадили их где-то в южной части континента. Оба этих вопроса должны быть разъяснены немедленно».
От парохода – удалось отмазаться при помощи судовых документов. Аргентинцы их тщательно проверили и выяснили, что курсы «Бахии» и U-977 разошлись на расстоянии в 50 километров друг от друга. А вот по поводу геноссе Адольфа, Шаффера настолько достали, что он в 1952 году даже написал книгу «U-boot 977», где ужом извивался, доказывая, что никакого Гитлера в Аргентину не отвозил!
Вот только никто не поверил, и Шафер так и остался в
истории «подводником, который вывез Гитлера в Аргентину».
Надо сказать, что подозрения на пустом месте не появляются. К истории Хайнца Шаффера и U-977 действительно возникает много вопросов. Например: «Зачем было отправлять лодку в боевой поход 2 мая 1945 года?» К этому времени русские войска уже Рейхстаг взяли, исход войны был всем ясен.
Кроме того, поход из Норвегии в Аргентину – не самое простое мероприятие: у Шаффера на такой поход даже мыла для стирки матросских роб не хватило. А горючего, воды, продовольствия – хватило? Интересное кино!
Ещё любопытнее то, что любой моряк знает, сколько карт грузят штурмана на дальний поход. Шаффер, по его рассказу, дошёл до Аргентины... по атласу.
А помимо того, в ту же Мар-дель Плату несколькими неделями раньше дошла другая лодка U-530. И тоже по туристическому справочнику. Им что мёдом было намазано в той Мар-дель Плате?
Генерал Франко в Испании бежавших туда нацистов никому не выдавал, но подводники, героически превозмогая трудности, тащились к чёрту на кулички – в Аргентину.
В общем, темнил что-то герр Шаффер...