Вопрос здоровья подростков – зона пристального внимания медицинского сообщества, поскольку в этот период продолжается формирование иммунной системы. Существуют и особые социальные аспекты – подростки постоянно «перемещаются» между коллективами – выходят из одного и тут же попадают в следующий. Так, например, ребенок 10 лет находится в одном классе, в одном окружении, а с поступлением в вуз оказывается в другом коллективе, где встречаются студенты с разных концов страны. Уровень инфекционной заболеваемости в этой возрастной группе неизбежно высок, отмечают врачи. Однако сегодня российские подростки все еще не защищены от множества опасных инфекционных заболеваний.
Национальный календарь профилактических прививок, согласно которому детей в нашей стране прививают бесплатно, сейчас включает 12 инфекционных заболеваний. Однако список актуальных угроз гораздо шире. К тому же, бактерии – возбудители эти болезней – мутируют, меняются, и спрогнозировать, какая из них будет представлять опасность в ближайшем будущем, довольно сложно. Существует также календарь прививок по эпидемиологическим показаниям, вакцинация по которому проводится «на усмотрение» регионов. Однако до возникновения явно неблагоприятной ситуации в месте проживания дети и подростки не защищены против ветряной оспы, ротавируса, менингококковой инфекции, гепатита А и некоторых других опасных заболеваний. Сегодня этот вопрос все еще остается в зоне ответственности самих родителей – они могут вакцинировать детей «за рамками календаря» самостоятельно, за свой счет. Однако не у каждой семьи в нашей стране есть такая возможность.
Сегодня действуют правила, согласно которым от ряда инфекций вакцинируются юноши, подлежащие военному призыву. Однако не все юноши идут в армию – многие продолжают обучение, и они, как и девушки, просто пропадают из поля зрения системы здравоохранения в контексте вакцинации, говорит Михаил Костинов, д. м. н., профессор, заведующий лабораторией вакцинопрофилактики и иммунотерапии ФГБНУ «НИИ вакцин и сывороток им. И.И. Мечникова»; профессор кафедры эпидемиологии и современных технологий вакцинации ИПО ФГАОУ ВО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова» Минздрава РФ.
Среди опасных для подростков инфекций эксперты называют следующие:
1. Пневмококковая инфекция. В рамках НКПП против нее вакцинируются лишь дети до пяти лет. Массовая иммунизация стартовала после 2014 года, и охват ей рос постепенно, а значит, сегодня есть поколение подростков без защиты от пневмококковой инфекции. Согласно текущим правилам, юноши, которые подлежат военному призыву, также вакцинируются. Но остальные остаются не защищены, и у них сохраняется риск заболеть самыми тяжелыми формами пневмококковой инфекции.
2. Грипп и ОРВИ. Чем старше ребенок, тем меньше внимания уделяется вопросам вакцинации, тем более против таких, казалось бы, несерьезных инфекций. В то же время на передний план снова выходят особенности социализации подростков: из школы, сложившегося за годы коллектива, они переходят в другую группу, и оказываются восприимчивы к новым инфекциям. Ситуация становится еще острее, если подросток после школы и жизни дома попадает в общежитие, где встречаются люди со всех уголков страны, каждый – со своим «багажом», что относится и к носительству разных штаммов гриппа.
3. Вирус папилломы человека (ВПЧ). У большинства людей этот вирус находится в организме долгие годы бессимптомно, но заражение некоторыми его типами может привести как к неприятным последствиям – появлению аногенитальных бородавок, так и к опасным состояниям – развитию рака. Основной причиной рака шейки матки считается именно этот вирус. При этом ВПЧ передается половым путем, а значит, защита от него нужна не только девушкам, но и юношам, и проводить вакцинацию лучше до начала половой жизни.
«Сегодня уже понятно, что не проводить вакцинацию против папилломавируса – это просто невежественно. Известно, что те страны, в которых она есть, в ряде случаев даже забывают о таком заболевании, как рак шейки матки. А у нас им страдают женщины репродуктивного возраста, которым из-за этого необходимо делать радикальные операции. Проводя вакцинацию, мы не только работаем на сбережение женского здоровья, повышение репродуктивного потенциала, но и проводим профилактику жизнеуносящих заболеваний», – отмечает Лейла Адамян, д.м.н., профессор, заместитель директора по научной работе ФГБУ «НМИЦ АГП им. академика В.И. Кулакова» Минздрава РФ, главный внештатный специалист по акушерству и гинекологии Минздрава РФ.
4. Менингококковая инфекция. Основную группу по носительству ее возбудителя – менингококка – составляют именно молодые люди, в возрасте 15-20 лет. В организованные коллективы, те же воинские части, также попадают люди из различных регионов России, каждый – со «своим» серотипом, или видом, менингококка. «В начале месяца из 3000 человек носителями могут быть двое, а уже в конце месяца заражены восемь человек. Причем они станут носителями уже нескольких серотипов менингококка. При этом уровень летальности от менингококковой инфекции в организованном воинском коллективе заметно выше, чем среди населения в целом – около 18%. А из 82% выживших 58% остаются инвалидами на всю жизнь», – говорит Михаил Костинов.
Менингококковую инфекцию эксперты называют генератором медико-социальных проблем. Заболеваемость ей варьируется от года к году, но число летальных исходов остается примерно одинаковым и может достигать 20%. Каждый год от этой инфекции погибают и дети, и подростки, и взрослые. При ее тяжелых формах заболевание может протекать очень стремительно – буквально нескольких часов достаточно для того, чтобы инфекция унесла жизнь пациента. Она начинается с неспецифичных симптомов, схожих с проявлениями гриппа или кишечной инфекции, но за ними следует резкое ухудшение состояния. Течение болезни столь молниеносно, что у врачей просто не хватает времени для того, чтобы оказать помощь. Даже правильно назначенное лечение может просто не успеть подействовать.
Для повышения доступности вакцинации от этой и других инфекций, которые пока не включены в Национальный календарь профилактических прививок, существует план его модернизации. Согласно нему, менингококковая инфекция должна войти в него в 2025 году, в 2026 и 2027 году Календарь должен пополниться ветряной оспой, ВПЧ и ротавирусом. Этого ждут не только врачи, но и сами родители.