Никогда не задумывались о том, откуда у современных умных телевизоров взялись их оболочки? Многие думают, что это еще одно ответвление Android от Google, но это не совсем так.
Действительно, многие Smart-телевизоры сейчас используют решения, разработанные этим поисковым гигантом, но они не первые и не единственные. Первой, пожалуй, была webOS — операционка со сложной и интересной судьбой, о которой я и собираюсь рассказать.
История этой платформы началась в далеком 2004 году. Тогда компания PalmSource объявила, что хочет сделать новую версию своей операционки Palm OS на ядре Linux.
Ее выход в свет задержался на долгих пять лет — во многом из-за постоянных перестановок в самой PalmSource. В истории компании и платформы были и продажа бренда компании PalmOne, и переименование ОС в Access Linux Platform после включения Palm в состав японской Access, и «возвращение к истокам» после отказа лицензировать ALP и начала нового витка разработки.
Все эти муки были не зря — в 2009 году, после кучи прототипов и промежуточных версий, новую операционную систему показали публике выставки CES в Лас-Вегасе. Тогда же анонсировали первый телефон с этой ОС на борту — им стал Palm Pre.
PalmOne была настолько уверена в успехе новой платформы, что уже через месяц после презентации Palm Pre объявила о том, что полностью откажется от Palm OS и будет делать новые смартфоны на webOS.
И этот расчет полностью себя оправдал — перспективную тогда ОС заметила Hewlett-Packard и купила в 2010 году вместе с остальной компанией за 1,2 млрд долларов.
У новых хозяев, правда, дела пошли не так хорошо: уже через полтора года она объявила, что хочет сделать платформу открытой и выложить исходный код для публики. Случилось это после провала продаж планшета HP TouchPad, на который компания возлагала большие надежды.
Спустя еще два года webOS приобрела LG, которая продолжает владеть этой платформой по сегодняшний день.
Как я уже упомянул ранее, webOS базировалась на ядре Linux. На деле она представляла из себя операционку, очень похожую на современные Android и iOS, и имела много функций, которые Apple с Google либо «подсмотрели» у PalmOne, либо разработали параллельно.
Набор приложений в системе был стандартным для тех лет — телефонная книга, чтение SMS, камера, проигрыватели музыки, видео, галерея фотографий, микрофон, календарь, заметки и даже собственный магазин приложений, который вела HP.
Интерфейс у webOS уже тогда был многозадачным и использовал для организации открытых на телефоне приложений карточки, которые можно было сортировать и убирать, если приложение нужно было закрыть. Ничего не напоминает? Правильно, сейчас эта фишка есть и у Android, и у iOS.
Другие привычные нам функции тоже уже были в webOS — система обладала своей собственной службой уведомлений.
Еще одной прорывной на тот момент фишкой была технология Synergy — она позволяла хранить на устройстве данные внешних веб-сервисов и пользоваться ими без дополнительной настройки. Касалось это не только электронной почты, но и любых других приложений, которые поддерживала платформа. Функция беспроводного обновления системы и приложений в этой операционке также была реализована
В качестве основы для приложений сторонних разработчики добавили в webOS поддержку среды Node.js. Это позволило телефону поддерживать приложения на JavaScript (в том числе и веб-приложения), а также комфортно работать с HTML5. Работали как приложения, авторизованные HP для распространения (их можно посмотреть тут), так и homebrew-софт. В ранних версиях даже был эмулятор Palm OS, но затем разработчики от него отказались.
За недолгое время, что webOS жила на телефонах, на нее успели разработать целый ряд игр. Помимо вездесущих шахмат, «три-в-ряд» и спортивных симуляторов, были среди них и известные тайтлы — Angry Birds и Asphalt.
В целом, функционал webOS тех лет сильно напоминает Android ранних версий — как дизайном, так и возможностями, и общим направлением развития. Однако после продажи webOS LG она сильно изменилась.
Прямой наследник операционки от Palm и HP носит то же название, поскольку LG не меняла его. Внешний вид, а также назначение при этом стали радикально другими — если до приобретения корейским гигантом webOS пыталась конкурировать с Google и Apple за места на смартфонах, то теперь она стала одной из первых систем Smart TV.
И здесь она не только полностью прижилась, но и стала одним из лидеров рынка и растет до сих пор — LG не только продает телевизоры вполне успешно (в 2021 году она заняла 12,8% всего рынка телевизоров), но также продает эту операционку брендам вроде Konka и Garlyn.
Фишки телефонной версии во многом не только сохранили, но и развили: система карточек и многозадачность телевизора на месте, возможность установки дополнительного софта тоже присутствует, интерфейсы для работы с файлами (с их помощью можно локально смотреть видео, слушать музыку и смотреть фото) тоже не пропали.
Но что же до тех, кто мог вдохновляться примером webOS? Их довольно много, как на рынке смартфонов, так и среди телевизоров. Функции телефонной webOS так или иначе пересекаются с фундаментальными возможностями Android и iOS. Телевизионные же системы — Android TV и Tizen TV — трудно отличить на глаз от webOS, особенно если вглядываться в детали, да и функционал совпадает: все те же инструменты работы с медиа, интеграция приложений популярных медиасервисов, настройка самого телевизора.
Что можно сказать по итогам? Несмотря на тернистую судьбу, webOS определенно сделала этот мир лучше — пусть она не прижилась на телефонах, она смогла двинуть индустрию телевизоров вперед, вдохновив других производителей превратить их в нечто большее, чем просто экран для трансляции передач.