Бывшая заключенная на условиях анонимности рассказала блогеру Кириллу Альтману об условиях, в которых отбывает наказание дочь бывшего президента Узбекистана Гульнара Каримова.
По словам экс–заключенной, 52–летняя старшая дочь покойного экс-президента Узбекистана отбывает наказание в общем отряде, но у нее особые условия. Гульнара Каримова не питается в столовой колонии, не работает на производстве, а форму ей шьют по спецзаказу из натуральных материалов. Каримова может гулять вне распорядка дня и часто устраивает провокации и истерики.
«У нее там четыре кровати, она огородила себя простынями. Она не питается в обычной столовой. Она питается полностью всем своим. Передачи ей привозят. Там просто заезжают машины, когда никого нет. Там не передача, не 10 килограммов, там просто выгружают. Если она что-то хочет, она может добиться. Захотела одну осужденную увидеть, ей эту осужденную с другого отряда вызвали. Одним словом, она не чувствует себя там плохо. <...>
Один раз устроила там бунт. Потом 2,5 часа все стояли, слушали. Возможно, ее там осуждали как-то, осудили. Возможно, ее не надо было туда сажать, но если уже села, то, мне кажется, будь добра немножко соблюдать режим. Но она его не особо соблюдает», — говорит бывшая заключенная.
Представитель колонии № 21 в Зангиатинском районе — единственной женской тюрьмы в Узбекистане — анонимно подтвердил эту информацию журналистам «Радио Озодлик». По словам сотрудника, «начальству учреждения приходилось несколько раз обращаться к вышестоящему руководству по поводу поведения Гульнары Каримовой и провокаций, которые она устраивала в отношении других заключенных».
После смерти первого президента Узбекистана Ислама Каримова в 2016 году против членов его семьи продолжается уголовное преследование — не только на родине, но и в других странах мира. В сентябре 2023 года его дочь Гульнару обвинили в Швейцарии в участии в преступной организации, легализации преступных доходов, получении взятки в качестве госслужащей и подделке документов. По версии следствия, с 2005 по 2013 годы Гульнара Каримова возглавляла ОПГ под названием «Офис», с помощью которой отмыла как минимум 780 млн швейцарских франков.
Сама Каримова в Узбекистане отбывает срок в колонии по нескольким уголовным делам. В 2015 году ей назначили пять лет колонии за уклонение от уплаты налогов. В 2017-м за хищение ее приговорили к 10 годам заключения, затем наказание заменили также на пять лет ограничения свободы.
В марте 2020 года суд в Ташкенте приговорил Каримову к 13 годам и четырем месяцам колонии в том числе по обвинению в организации преступного сообщества и легализации доходов, полученных от преступной деятельности.
Преследовать уголовно Каримову в Узбекистане начали после того, как она стала фигурантом аналогичных уголовных дел о коррупции и отмывании средств в США и нескольких странах Европы.
По версии следствия, Каримова получила около 1 млрд долларов взяток от телекоммуникационных и других компаний (в основном иностранных: МТС, «Вымпелком», ING, Telia Sonera) в обмен на выдачу лицензий на мобильную связь в стране. Позже она и ее приближенные вывели эти деньги за рубеж через офшорные компании и приобрели различные активы, включая дорогую недвижимость.
После международного расследования в банках Швейцарии заморозили активы Каримовой на сумму 840 млн долларов.
В феврале 2022 года Министерство юстиции Узбекистана сообщило, что в страну из Франции возвращены активы Каримовой на $10 млн, еще $131 млн «готов к возврату» на родину из Швейцарии через создаваемый многосторонний трастовый фонд ООН.
При этом местные и международные общественные активисты, правозащитники и аналитики сомневаются в том, что возвращенные на родину активы Каримовой действительно дойдут до простого народа. Эти сомнения усилились на фоне ареста в Гонконге в октябре 2023 года бывшего гражданского мужа Гульнары Каримовой — Рустама Мадумарова. Его сначала объявили сообщником Каримовой, арестовали, а затем внезапно освободили.
Осведомленные источники «Озодлика» утверждали, что Служба государственной безопасности Узбекистана использовала Мадумарова для возврата похищенных средств, выведенных за рубеж.
По информации источников, СГБ требовала от Мадумарова перевести на частные счета деньги с банковских счетов в гонконгском филиале Standard Chartered Bank, связанных с Гульнарой Каримовой. Речь может идти о нескольких сотнях миллионов долларов, утверждали источники.