На протяжении всего 1923 года советские газеты пестрели статьями о состоянии здоровья вождя пролетариата. Создавался образ Ленина, стойко борющегося с коварной болезнью: читающего газеты, интересующегося политикой, даже охотящегося.
Однако реальность была иной. Ленин, переживший к этому времени несколько инсультов, уже не мог ни читать, ни говорить. «Охота» же превратилась в унылые прогулки в инвалидном кресле.
21 января 1924 года Владимир Ильич Ленин скончался. Практически сразу же его тело было вскрыто для установления причины смерти. Тщательное изучение мозга показало, что смерть наступила в результате кровоизлияния.
Трудящимся страны объявили, что «дорогой вождь» умер, не щадя своих сил на благо революции. Образ Ленина-мученика, жертвующего собой ради общего дела, стал еще одним элементом формируемого мифа.
В траурные дни пресса неустанно подчеркивала жертвенность Ленина, «великого страдальца».
Однако при этом умалчивалось, что Ленин, хоть и много работал, не был фанатиком. Он заботился о своем здоровье, не курил и, как говорят, не злоупотреблял спиртным.
Практически сразу после смерти Ленина возникла версия, что вождя отравили по приказу Сталина. Подозрения усиливались отсутствием анализов, которые могли бы выявить яд в организме.
Другой возможной причиной смерти называли сифилис. Лечение этой болезни в то время было примитивным и порой опасным, а в некоторых случаях сифилис действительно мог провоцировать инсульты.
Однако ни симптомы болезни Ленина, ни результаты посмертного вскрытия не подтверждали версию о сифилисе.
Первый официальный бюллетень о причинах смерти Ленина, обнародованный сразу после вскрытия, был лаконичен.
Но уже 25 января были опубликованы «официальные результаты вскрытия» с шокирующими подробностями.
Помимо детального описания мозга, в отчете приводились результаты исследования кожи, включая каждый шрам и повреждение, описание сердца с указанием его точного размера, состояние желудка, почек и других органов.
Британский журналист Уолтер Дюранти, руководитель московского отделения «Нью-Йорк Таймс», был поражен тем, что такая откровенная информация не шокировала советских людей. Напротив, «умерший вождь» был объектом такого пристального внимания, что публика желала знать о нем все.
Однако некоторые, в основном беспартийные, представители московской интеллигенции были шокированы отчетом. В нем они увидели «сугубо материалистический подход» большевиков к природе человека.
Не исключено, что такая детальная анатомия и акценты на неизбежности смерти могли иметь и другую причину.
Врачи, «не сумевшие» спасти Ленина, возможно, таким образом пытались обезопасить себя от возможных обвинений.
Смерть Ленина окутана тайной и по сей день. Официальная версия о самопожертвовании вождя соседствует с конспирологическими теориями об отравлении и сифилисе.
Детальный отчет о вскрытии, с одной стороны, дает исчерпывающую картину физического состояния Ленина, с другой – вызывает вопросы о целесообразности такой откровенности и возможных мотивах ее публикации.