Законопроект призван устранить противоречия касающиеся ведения хозяйственной деятельности в садоводческих товариществах, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения на расстоянии до 30 км. от границ сельских населенных пунктов. В настоящий момент такие земельные участки не могут использоваться для целей, не связанных с нуждами сельскохозяйственного производства, за исключением строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов. При этом деятельность на садовом земельном участке, допускаемая в рамках Закона № 217-ФЗ «О садоводстве», не совпадает с видами деятельности, попадающими под ведение сельского хозяйства согласно положениям Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».
На практике это означает, что для подавляющего количества СНТ возникают трудности, связанные со строительством и оформлением прав на объекты недвижимости в границах такой зоны. Более того, в ходе мониторинга, проведенного Союзом садоводов России, выявились прецеденты, когда в ходе проверок должностные лица СНТ подвергались мерам прокурорского реагирования из-за такого несовершенства законодательной базы.
По словам депутата Госдумы, председателя Союза садоводов России Олега Валенчука, предоставление земли садоводам и огородникам осуществлялось, начиная с 40-х годов прошлого века. В том числе такая земля под садовые товарищества предоставлялась из земель сельскохозяйственного назначения, которые находятся ближе, чем 30 км к населенным пунктам.
Устранить эту законодательную коллизию, а значит облегчить жизнь садоводам, и призван наш новый законопроект, – отметил Олег Валенчук. – Мы предложили внести изменения в Земельный кодекс, чтобы запреты на виды использования земель сельхозназначения не касались земельных участков, предоставленных для ведения гражданами садоводства для собственных нужд до 4 июля 2016 года – даты, когда они вступили в силу. Таким образом, мы выводим из-под ограничений подавляющее большинство действующих СНТ и предлагаем руководствоваться общим правилом, согласно которому земли садовых товариществ могут использоваться для ведения садоводства, в том числе с возможностью размещения на нем жилых или садовых домов.