Строительные компании-резиденты Свободного порта Владивосток создают аффилированные отделы продаж. По видом риелторской деятельности, как считает налоговая, застройщики создают схемы сокрытия доходов. Об этом со ссылкой на Константина Акиньшина, заместителя начальника отдела налогообложения юридических лиц УФНС РФ по Приморскому краю, пишет деловой еженедельник «Конкурент».
В Приморском крае компании-застройщики, находясь на преференциальных режимах налогообложения, таких как СПВ и ТОР, пользуются налоговыми преференциями и пониженными налоговыми ставками по налогу на прибыль, страховым взносам, имущественным налогам. Присвоение статуса резидента СПВ и ТОР позволяет значительно снизить налоговую нагрузку при реализации проекта, особенно в первые 5 лет.
«Так, в большинстве случаев застройщики жилых помещений при заключении соглашений и представлении инвестиционных проектов на рассмотрение указывают в бизнес-плане привлекательную стоимость 1 кв. м жилого помещения, тем самым создавая вид доступности жилья с целью привлечения инвестиций. А фактически цена увеличивается после сдачи объекта в эксплуатацию при реализации проекта более чем на сумму, рассчитанную с учетом годового коэффициента инфляции, в некоторых случаях даже превышает рыночную в два и более раза», – рассказал деловому изданию Константин Акиньшин.
По его словам, резиденты СПВ от строительной отрасли используют схему минимизации налоговых обязательств путем создания нескольких подконтрольных организаций с целью осуществления одного вида деятельности и применения преференциальных режимов налогообложения. Так, организации созданы чаще всего на непродолжительный период времени (на период использования пониженных ставок) всего лишь под один-два инвестпроекта. Данные участники группы компаний, как правило, уплачивают минимальные налоговые платежи, имеют минимальную численность или создают временные рабочие места, имущество отсутствует.
«Например, группа компаний (выгодоприобретатель) создает несколько организаций для осуществления определенных инвестпроектов с целью соблюдения пятилетнего срока действия пониженных ставок. Все компании имеют одних и тех же учредителей, создана единая для всех управляющая компания, идентичные ip-адреса, контактные данные, офисы продаж и, соответственно, вид деятельности. После сдачи объектов (проектов) резиденты расторгают соглашения, и в последующем организация либо ликвидируется, либо вновь заключает соглашение под новый проект для того, чтоб срок действия применения пониженных ставок начал течь заново», – указал представитель УФНС РФ по Приморскому краю.
Но зачастую компании-застройщики создают аффилированные отделы продаж, подменяя функции риелтора для реализации как жилых, так и нежилых помещений. Даже создают подконтрольные себе фирмы, которые оказывают риелторские услуги исключительно по тем объектам недвижимости, которые сами же и строят.
«Под видом риелторской деятельности мы видим сокрытие доходов от продажи объектов долевого строительства (квартир) при заключении застройщиком с подконтрольными лицами (как правило, ИП) договоров долевого участия с дальнейшей переуступкой права требования конечным дольщикам, и на момент ввода в эксплуатацию жилого помещения большая часть квартир уже реализована через подконтрольных лиц, причем в большинстве случаев без фактического поступления денежных средств на расчетный счет. Т. е. деятельность по реализации прав на объекты строительства является деятельностью застройщика, а заключение ДДУ с предпринимателями производится формально и исключительно с целью регулирования полученных доходов, что позволяет застройщику выводить часть доходов на взаимозависимых лиц и уклоняться от налогообложения», – сообщил Константин Акиньшин.
Кроме того, налоговая при анализе в том числе и расчетных счетов видит отсутствие фактов перечисления агентских вознаграждений риелторам, что говорит опять же о сокрытии дохода агентов, участвующих в продажах как объектов долевого строительства, так и в принципе объектов недвижимости. «Такие подходы налогоплательщиков к ведению предпринимательской деятельности мы видим и пресекаем, необоснованная минимизация налоговых обязательств, получение необоснованной налоговой выгоды влечет за собой нарушение ст. 54.1 НК РФ и уголовную ответственность», – резюмировал заместитель начальника отдела налогообложения юридических лиц УФНС РФ по Приморскому краю.