405 лет назад, 4 июля 1619 года, Патриархом Московским и всея Руси стал Филарет, в миру — Фёдор Романов. Он был двоюродным братом последнего царя из московской ветви Рюриковичей Фёдора Ивановича и отцом первого монарха из династии Романовых Михаила Фёдоровича. Филарет, так же как и его сын, носил титул Великого государя. По словам историков, он был фактическим соправителем Михаила Фёдоровича, принимая участие в решении всех важнейших государственных вопросов.
4 июля 1619 года Патриархом Московским и всея Руси стал Филарет, отец первого царя из династии Романовых Михаила Фёдоровича. Он оказал значительное влияние на духовную и политическую жизнь России первой трети XVII столетия.
О детстве будущего патриарха Филарета историкам известно мало. Неизвестен даже точный год его появления на свет. При рождении он получил имя Фёдор Никитич Романов. Его отцом был боярин Никита Романович Юрьев, а дедом — окольничий Роман Юрьевич Захарьин-Кошкин. Сестра Никиты Романовича Анастасия была первой женой царя Ивана IV. Её сын, последний русский монарх из московской ветви Рюриковичей Фёдор Иванович, приходился будущему патриарху Филарету двоюродным братом.
Фёдор Никитич получил хорошее образование, знал латынь, любил читать. Современники отмечали его внешнюю привлекательность, общительность и умение хорошо держать себя в обществе.
«Фёдор Никитич был настоящим барином. Выезды его были самые богатые, лошади — самые лучшие, дом — полная чаша. За имениями своими он следил зорко, они были доходными», — отметил в разговоре с RT ведущий научный сотрудник ИРИ РАН автор книги «Патриарх Филарет: Тень за троном» Андрей Богданов.
В 1586 году Фёдор Никитич уже упоминался в документах как боярин и наместник нижегородский, а в 1590-м — как воевода, участвовавший в боевых действиях против Швеции. В дальнейшем он стал царским наместником в Пскове и выполнял дипломатические поручения короны.
В 1598 году царь Фёдор Иванович умер. Он не оставил после себя прямых наследников. И Фёдор Никитич Романов оказался его ближайшим кровным родственником. По Москве даже ходили слухи, что перед смертью монарх сказал, что видит своим преемником именно двоюродного брата. Однако на пути Фёдора Романова к престолу имелось серьёзное препятствие.
«К этому моменту фактическим правителем страны уже 14 лет был боярин Борис Годунов, брат супруги Фёдора Ивановича Ирины. Он расставил на ключевые административные позиции в стране своих людей. В сложившейся ситуации это не оставляло Фёдору Романову никаких шансов на то, чтобы занять трон», — рассказал в беседе с RT профессор МПГУ Виталий Захаров.
Были ли у самого Романова претензии на престол, достоверно неизвестно. Годунова избрали царём на Земском соборе, и Фёдор Никитич формально поддержал его кандидатуру. При этом новый монарх клялся Фёдору, что будет держать его при себе в качестве советника по важнейшим государственным вопросам, но обещания не сдержал. Всего через три года Романовы оказались в опале. Фёдор Никитич был под именем Филарета пострижен в монахи и сослан в Антониев Сийский монастырь (сегодня это территория Архангельской области). Его жену Ксению постригли в монахини под именем Марфа и отправили в заонежские погосты. А их сын Михаил, будущий русский царь, был заточён на Белоозере.
Приставленные к Филарету соглядатаи относились к нему сурово и старались блокировать ему связь с внешним миром. Когда власть в России захватил Лжедмитрий I, который, согласно своей придуманной биографии, был сыном Ивана Грозного и сводным родственником Романовых, он не только освободил Филарета, но и возвёл его в сан ростовского митрополита. Романов сохранил своё положение и после прихода к власти Василия Шуйского. В 1606 году Филарет руководил переносом мощей царевича Дмитрия Ивановича из Углича.
Когда в России появился Лжедмитрий II, его сторонники напали на Ростов и захватили Филарета в плен. Митрополита увезли в Тушино, где находился лагерь узурпатора. Тот объявил своего мнимого родственника «наречённым патриархом», притом что в Москве в это время находился законный патриарх Гермоген.
«Филарет сумел так тонко провести свою политику, что сохранил дружеские отношения с патриархом Гермогеном, хотя формально они представляли противоположные лагеря», — отметил Андрей Богданов.
По словам историка, Гермоген настолько доверял Филарету, что после начала переговоров о возможном избрании русским царём сына польского короля Сигизмунда III Владислава законный патриарх именно его включил от своего имени в состав московского посольства.
«Главным требованием Гермогена к кандидатуре царя было православие. Входившим в состав посольства боярам главным было сохранить свою власть и положение. А вот Филарет должен был следить за тем, чтобы претендент на престол обязательно стал православным. К моменту начала переговоров в Смоленске польский король передумал и уже сам захотел получить русский трон. Филарет, выполняя поручение Гермогена, сказал твёрдое «нет», после чего вместе с другими послами оказался в заточении», — рассказал Андрей Богданов.
Пока Филарет находился в плену, в Москве решался вопрос об избрании нового царя. По словам историков, представители различных групп влияния искали компромиссную фигуру, способную устроить всех и уравновесить интересы различных партий.
«Филарет был ближайшим родственником последних московских Рюриковичей по крови. Но на момент выборов он был в плену и, кроме того, являлся духовным лицом. В итоге царём в 1613 году избрали его сына Михаила», — рассказал в беседе с RT профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор исторических наук Дмитрий Володихин.
По мнению Виталия Захарова, тот факт, что Филарет оказался в польском плену, играл в пользу Михаила Романова.
«То, что Филарет пострадал от поляков, заставляло смотреть на семью Романовых как на патриотическую силу», — подчеркнул эксперт.
Освободить отца царю удалось не сразу. Филарет пробыл в плену с 1611 по 1619 год и был освобождён только в рамках Деулинского перемирия. В июне он вернулся в Москву, где его торжественно встретил сын. 4 июля 1619 Филарет по предложению собора русского духовенства стал Патриархом Московским и всея Руси.
«Это никого, конечно, не удивило. Патриарха в Москве в это время не было, а Филарет являлся наиболее логичной кандидатурой», — отметил Володихин.
Став патриархом, Филарет также получил титул Великого государя, превратившись в фактического соправителя своего сына.
«Они вдвоём правили страной практически нераздельно. Филарет принимал деятельное участие в восстановлении России после завершения Смуты, в развитии армии. Под его присмотром шло формирование «полков нового строя», — рассказал Андрей Богданов.
Филарет руководил русской дипломатией и содействовал развитию в стране книгопечатания. Он выступал за чистоту православия, жёстко контролируя содержание церковных книг, требуя перекрещивать католиков, а также боролся с сохранившимися на Руси языческими праздниками и обрядами. Он запретил кулачные бои и колядование.
Филарет содействовал христианизации Сибири. При нём была основана Тобольская епархия. Система управления церковью по его воле стала напоминать государственную. В ней появилась система приказов: дворцовый, духовный, казённый, разрядный, а также сословия патриарших дворян и детей боярских. Вотчины патриарха при нём стали больше, а его власть над населением этих земель, согласно царской грамоте, расширилась. Умер Филарет 11 октября 1633 года.
«Патриарх Филарет был разумным человеком и крепким администратором, сыгравшим важную роль в восстановлении страны после Смутного времени», — подытожил Дмитрий Володихин.