Добавить новость

МЖД: на станции Электрозаводская поврежден контактный провод, поезда не ходят

Российская версия MMORPG Blade & Soul получит обновление уже очень скоро

Амулет на семейное счастье: как привлечь любовь в новолуние 6 июля

В центре Москвы по заказу хасидов-хабадников сносят здание XVIII века

Новости по-русски


Новости сегодня

Новости от TheMoneytizer

Анастасия Максимова: Практически любую литературу можно отнести к «литературе травмы»

Роман Анастасии Максимовой «Дети в гараже моего папы» — история серийного убийцы, рассказанная его сыном-подростком. Автор объяснила «Снобу», почему выбрала такую тему.

Анастасия Максимова
Анастасия Максимова

Ваш роман меня, честно говоря, несколько обескуражил. Я знаю вас как автора книг в жанре фэнтези, довольно лирических. А «Дети в гараже моего папы» — история про подростка, который узнает, что его отец — педофил и серийный убийца. Как возникла эта тема?

Должна признаться, что меня, в отличие от многих других авторов, никогда не волновала тема маньяков. Я не интересуюсь литературой в жанре true crime, никаких чувств у меня эта тема не вызывает. Но мне всегда было интересно, что чувствуют близкие маньяков, когда тех разоблачают. Наверное, отправной точкой книги стала случайно прочитанная статья о казни китайского маньяка Гао Ченъюн. Его казнили 3 января 2019 года, и это был человек, который убил по меньшей мере 11 женщин. При этом у него была семья, жена, двое детей, то есть он не жил где-то в избушке, в лесу, отрезанный от цивилизации.

Я стала постепенно изучать вопрос, как реагировали родственники, жены, дети тех мужчин, которые оказались маньяками. Ведь не все они были маргиналами вроде Фишера, у которого не было семьи. Большинство маньяков после очередного убийства возвращались домой, ужинали с семьей, играли с детьми, смотрели телевизор… То есть они всегда были на виду, у них были близкие, коллеги, друзья. И вот каково было членам их семей, когда вся эта чудовищная правда всплывала наружу? У Чикатило, убившего, по разным оценкам, от 49 до 53 человек, были жена и сын. Жена серийного убийцы Анатолия Сливко даже после ареста мужа отказывалась верить следователям. Жена «ангарского маньяка» Попкова тоже до последнего момента не могла поверить в то, что делал ее муж.

Это тема совершенно не изученная и не отрефлексированная литературой, а это важный вопрос, связанный с виной и ответственностью. И это был один из вопросов, которые я хотела поднять в романе.

Насколько сложно было писать от лица подростка, как вам удалось погрузиться в сознание своего героя, с его комплексами, тревогами, обидами?

Вообще, от лица подростков писать сложно, когда ты сам уже взрослый. Ты должен читать соцсети и медиа, которые читают подростки, смотреть на темы, которые ими ощущаются как болезненные и острые. Это требует такого же изучения материала, как и чисто технические вещи.

Поэтому самый честный путь — попытаться воспроизвести наши собственные тревоги и сомнения, которые нас преследовали, когда мы были в этом возрасте. И здесь, наверное, я немного облегчила себе задачу тем, что описываю Егора подростком в те годы, когда я сама еще была в его возрасте.

Как литературный ментор и агент, я часто сталкиваюсь с ситуацией, когда автор описывает современного подростка, но сам не связан с подростками: у него нет детей этого возраста, он не преподает, у него нет подростков в окружении. И здесь я всегда вижу очень сильный ценностный разрыв. То, что интересует подростков в 2024 году, совсем не то же самое, что интересовало нас, когда мы были подростками в конце нулевых. В порядке самокритики могу сказать, что мне, наверно, не до конца удалось передать мышление своего героя — в романе все-таки Егор получился более «осовремененным», чем мне хотелось.

Вы сочувствуете Егору? Ведь он в этой истории оказался без вины виноватым: все эти жуткие вещи совершал отец, а расплачиваться пришлось его семье?

У меня были сложные отношения с Егором во многом потому, что мне очень хотелось встряхнуть его и сказать: «Перестань уже ныть и начни что-нибудь делать!» Прикол в том, что я именно поэтому сделала Егора мальчиком-подростком, чтобы он мог рефлексировать, ныть, закапываться в свой сложносочиненный подростковый мир.

Меня спрашивали, почему главная героиня не девочка, на это есть несколько причин. Первая: мне было важно показать динамику отца и сына, потому что динамика дочери и отца принципиально другая. Дочери с отцами проводят меньше времени вместе, учитывая, что я описываю такую, очень стандартную для России семью.

Вторая заключалась в том, что, на мой взгляд, девочка бы это переросла. Спустя какое-то время она уже не так сильно держалась бы за прошлое, как мальчик. Поэтому очень сложно сказать, сочувствую ли я Егору. Скорее, нет. Скорее, я вместе с ним пытаюсь исследовать вопрос вины и ответственности и что нужно сделать, чтобы освободиться.

Для этого я много читала и изучала, что делают потомки или родственники преступников, как они для себя решают эти этические задачи. И надо сказать, что все решают этот вопрос по-разному. Кто-то уходит в абсолютное отрицание и говорит: «Мой отец этого не делал, его оклеветали» или «Это ошибка». Кто-то переосмысляет это по-своему. На меня сильное впечатление произвела книга Ханны Арендт о коллективной ответственности. Но больше всего я почерпнула из замечательной книги «Мой дед расстрелял бы меня», написанной Дженнифер Тиги. Это внучка Амона Гёта, коменданта нацистского концлагеря. В фильме «Список Шиндлера» его играет Ральф Файнс. В книге Тиги речь идет о том, как она в 38 лет узнала, что ее дед был нацистским преступником, и как в итоге ей пришлось переосмыслить свое детство, юность и найти ответ на самый главный вопрос.

Мне кажется, что самым простым решением здесь будет сказать: «Я не виноват», «Я не выбирал своего отца», «Я не знал о его преступлениях». В случае с Егором: «Я вообще был ребенком». Ведь если к матери еще могут быть какие-то вопросы, то в случае с Егором у него вообще не было никакого контроля над ситуацией. С другой стороны, принесет ли ему облегчение позиция «Я ничего не знал, ничего не ведал, я абсолютно чист»? 

Критики отнесли «Дети в гараже моего папы» к «литературе травмы». Сегодня этот жанр, описание травматических переживаний детства, приобрел немалую популярность в России. Чем вы это объясняете? 

Мне кажется, практически любую литературу можно отнести к «литературе травмы». Но, если мы говорим о рефлексии детских переживаний и почему именно сейчас так много об этом пишут, снимают фильмов, записывают подкастов, связанных с этим, причина этому, на мой взгляд, сильный скачок в вопросах нормы и ненормы, случившийся в последние годы. И этот скачок пришелся на взросление современных миллениалов, современных 30-летних авторов. То есть то, как я росла, и то, как росли многие мои ровесницы, современным поколением воспринялось бы как абсолютный ужас. То, что в нашем детстве считалось нормой, для современных подростков давно не норма. Здесь возникают попытки понять, что есть норма, и признаться, что то, что считалось обычным для нашего поколения, молодые не поймут. То есть переосмысление детских травм — это такой поиск таких же, как ты. 

Вы написали подробный гид о депрессии. Расскажите немного о ней. Депрессия помогает в творчестве? Можно ли назвать ее постоянным спутником всякого пишущего человека? 

Депрессия не помогает ни в творчестве, ни в карьере, ни в быту. Депрессия — это нечто, что уничтожает тебя как личность. Часто мне задают вопрос: «Правда ли, что творческие люди страдают депрессией чаще, чем нетворческие?» Здесь я могу с уверенностью сказать, что депрессия не делает различия между рабочим и известным писателем. Перед депрессией все равны. Другое дело, что рабочий, скорее всего, не будет рефлексировать свое ментальное состояние, и вопрос скорее в уровне гласности: тот инфопузырь, в котором обитают писатели, не стигматизирует депрессию. 

Над чем работаете сейчас? 

Я сейчас в достаточно затяжном отпуске и пока не понимаю, на какой из своих идей хотела бы сосредоточиться. Возможно, я даже вернусь к фэнтези и жанровой прозе, а может, останусь в реализме. Но в любом случае я знаю, что сейчас мне гораздо интереснее поработать над сюжетной, немного кинематографичной историей, чем над литературой рефлексии.

А кого из современных отечественных авторов читаете? 

Могу от души посоветовать роман Алтынай Султан «Отслойка», это мой автор, книга о материнстве, о роддоме, о Казахстане, обо всем. Из последнего прочитанного у меня до сих пор в закладках Егана Джаббарова «Руки женщин моей семьи были не для письма», мне нравится семейная сага Натальи Илишкиной «Улан Далай», очень большой, обстоятельный труд.

Беседовал Владислав Толстов

 

Читайте на 123ru.net


Новости 24/7 DirectAdvert - доход для вашего сайта



Частные объявления в Вашем городе, в Вашем регионе и в России



Smi24.net — ежеминутные новости с ежедневным архивом. Только у нас — все главные новости дня без политической цензуры. "123 Новости" — абсолютно все точки зрения, трезвая аналитика, цивилизованные споры и обсуждения без взаимных обвинений и оскорблений. Помните, что не у всех точка зрения совпадает с Вашей. Уважайте мнение других, даже если Вы отстаиваете свой взгляд и свою позицию. Smi24.net — облегчённая версия старейшего обозревателя новостей 123ru.net. Мы не навязываем Вам своё видение, мы даём Вам срез событий дня без цензуры и без купюр. Новости, какие они есть —онлайн с поминутным архивом по всем городам и регионам России, Украины, Белоруссии и Абхазии. Smi24.net — живые новости в живом эфире! Быстрый поиск от Smi24.net — это не только возможность первым узнать, но и преимущество сообщить срочные новости мгновенно на любом языке мира и быть услышанным тут же. В любую минуту Вы можете добавить свою новость - здесь.




Новости от наших партнёров в Вашем городе

Ria.city

Глава Лобни Кротова рассказала о благоустройстве микрорайона Москвич

Названа сумма, на которую увеличится переплата после отмены льготной ипотеки

В центре Москвы по заказу хасидов-хабадников сносят здание XVIII века

Российская версия MMORPG Blade & Soul получит обновление уже очень скоро

Музыкальные новости

Мужчину будут судить в Томске за разбойное нападение и хищение на 20 млн рублей

РБК: кабмин РФ рассматривает вариант снижения максимальной суммы IT-ипотеки

Совладелец «ТЕХНОНИКОЛЬ» Игорь Рыбаков запустил на Дальнем Востоке бизнес-клуб «Эквиум»

Ещё один регион прислушался к Бастрыкину: В Перми ввели пакет ограничений для гастарбайтеров

Новости России

Из-за непогоды девять летевших в Шереметьево самолетов сели на запасные аэродромы

МЧС РФ: пожар в здании Дворца культуры в Москве локализовали

«Открытый перелом»: очевидец ДТП на Кутузовском рассказал о спасенной женщине

Названа сумма, на которую увеличится переплата после отмены льготной ипотеки

Экология в России и мире

Программа «Цифровой инвестор» ГМК "Норникель" выходит на новый этап

В Геленджике появился новый развод туристов: вымогательство переросло в грабёж с нападением на автомобиль

Совершенствование квалификации педагогов-психологов: круглый стол МГППУ, 26 июля

Оливки или маслины: доктор Кутушов раскрыл их преимущества

Спорт в России и мире

ПКР поздравляет чемпионку Паралимпийских игр по настольному теннису Р. Чебанику с Юбилеем

Энди Маррей заявил о желании стать тренером

Более 100 спортсменов в Саратове принимают участие в Кубке России по настольному теннису памяти Паралимпийской чемпионки Наталии Мартяшевой

Россиянка Шнайдер проиграла американке Наварро на Уимблдоне

Moscow.media

Столичный спецназ Росгвардии завершил полевой выход в Подмосковье

Языковые модели на основе искусственного интеллекта, повышение производительности сотрудников и экономия ресурсов: BIA Technologies обозначила основные тренды цифровой трансформации

Tele2 модернизировала сеть на транспортных узлах по всей России

Совладелец «ТЕХНОНИКОЛЬ» Игорь Рыбаков запустил на Дальнем Востоке бизнес-клуб «Эквиум»











Топ новостей на этот час

Rss.plus






В центре Москвы по заказу хасидов-хабадников сносят здание XVIII века

Работа наземного транспорта может быть скорректирована из-за непогоды 5 июля

Глава Лобни Кротова рассказала о благоустройстве микрорайона Москвич

Российская версия MMORPG Blade & Soul получит обновление уже очень скоро