Тарифная война между Китаем и Европой перешла в новую фазу. Пекин в ответ на повышение тарифов на электромобили объявил о намерении увеличить в ответ таможенные сборы на импортируемую из ЕС свинину. Чем это обернется для России, разбирались «Известия».
Игры патриотов
Брюссель 17 июня обвинил Пекин в «нечестной конкуренции» в сфере строительства электромобилей. По мнению Евросоюза, китайское правительство нарушает «правила игры», субсидируя производство электрокаров. Чтобы отразить атаку дешевых электрических ТС из Поднебесной, европейцы объявили о введении заградительных таможенных пошлин на них. Долго ждать ответа не пришлось: день спустя китайский минфин открыл расследование «по поводу ценообразования в свиноводческой отрасли государств — членов ЕС».
Согласно письму министерства, европейские фирмы «продают продукцию по ценам ниже своих издержек, чтобы навредить своим конкурентам и не дать им сохранить свою долю на внутреннем рынке КНР».
Наиболее пострадавшей от китайской «ответки» видится Испания — признанный лидер Европы в производстве хамона и прочей свиной продукции. 32% всего европейского экспорта в этой сфере приходится на пиренейское королевство. В 2023 году КНР закупила в Испании около 602 тыс. т свинины и субпродуктов. Ровно в три раза больше, чем у Голландии и Дании, делящих второе место по размерам поставок среди европейских государств. В общем объеме импорта свинины Пекином испанская продукция составляет 23%. Азиатский гигант является крупнейшим потребителем свиного мяса в мире и основным покупателем Испании.
Бум импорта испанского мяса сформировался в Китае в 2017–2018 годах, когда его собственная свиноводческая отрасль вынуждена была сократить поголовье животных из-за обрушившейся на страну эпидемии африканской чумы свиней (АЧС). По подсчетам специалистов, потери Китая в этой сфере составили за 30-месячный период 27,9 млн т свинины. Поголовье уменьшилось более чем на 40%. Поставками из-за рубежа удалось покрыть лишь пятую часть требуемого объема. Уже в первый год кризиса АЧС цены на свинину в КНР выросли вдвое.
В 2020 году на Китай приходилось 45% всего мирового экспорта свинины и 58% — европейского. Одна только Испания в 2021 году увеличила объемы своих поставок в Китай в четыре раза, заработав на этом рекордные €2,02 млрд.
В постпандемический период производство свинины в Китае активно восстанавливалось, а цены на продукцию снижались. Так, например, в декабре 2023 года средняя стоимость килограмма свиного мяса была ниже на 32%, чем по итогам ноября 2022-го.
Исходя из анализа приведенных цифр, можно заключить, что свиноводство в Китае в ближайшее время полностью восстановится (если уже не восстановилось). И выбирая поле для производства расследования (а точнее, для нанесения ответного удара в таможенной войне), китайские специалисты остановились на одном из наиболее уязвимых для Европы рынков.
Виновата геополитика
«Этот удар по нам не является следствием экономических процессов, — отмечает заместитель генерального директора испанской компании Interporc Даниэль де Мигель. — Здесь виновата геополитика».
«Введение заградительных пошлин Китаем по результатам проводимого расследования (а это наиболее вероятный исход проводимой специалистами из КНР работы) повлечет для нас весьма сильные негативные последствия, — говорит Игнаси Понс, генеральный секретарь испанской Бизнес-федерации мясной промышленности (FCIC). — Ситуация создаст большую турбулентность в секторе. Мы с обеспокоенностью наблюдаем за развитием событий, ведь китайский рынок — это 20–25% от объема всего нашего международного бизнеса».
Еврокомиссия заявила, что внимательно следит за расследованием в отношении европейского сектора свинины, объявленным Китаем, и дала понять, что вмешается, если процесс не будет соответствовать правилам Всемирной торговой организации (ВТО). Удивительным образом евросоюзные власти не заметили, что вступающее в силу в июле 2024 года резкое повышение таможенных пошлин на ввоз китайских электромобилей в ЕС нормам ВТО противоречит просто вопиюще. И вообще США в прошлом месяце объявили о введении 100-процентной пошлины на ввозимые в страну китайские электромобили вместо существовавшего тарифа в 25%.
Однако, пытаясь уберечь свои рынки, европейцы совсем упустили из виду, что три крупнейших германских производителя автомобилей — Volkswagen, BMW и Mercedes — собирают свои машины на заводах в КНР. И в качестве «ответной любезности» китайский автопром обратился к властям с предложением увеличить пошлину для продаваемых в границах КНР европейских автомобилей (в том числе и собранных внутри страны) с 15 до 25%.
В результате сложившейся ситуации президент немецкой ассоциации работодателей автомобильного сектора VDA Хильдегард Мюллер выразила обеспокоенность, что «эта мера еще больше увеличивает риск глобального торгового конфликта».
Франция — еще один из европейских поставщиков свинины в Китай. Но радоваться тому, что антидемпинговое расследование КНР ударит по французской экономике меньше, чем по испанской и голландской, оснований нет. Поскольку некоторое время назад в рамках тихо развивающейся торговой войны с Европой (которая, как признают обе стороны, не принесет выгод никому) Пекин уже объявлял о повышении таможенных пошлин на ввозимые в КНР французские коньяки, косметику и предметы роскоши от Hermès, Kering и LVMH. Во всех случаях тарифы могут достигать 30% от стоимости товара, а временами и выше.
Нидерланды, обращают внимание эксперты, «получили свиную оплеуху» в качестве ответа на принятое ими решение остановить продажи машин компании ASML для производства полупроводниковых чипов.
«Решение Нидерланды принимали под давлением США, но последствия от вводимых ограничений наступят не для Вашингтона, а для голландцев и Евросоюза в целом», — отмечает Эстель Прин, основательница Европейской полупроводниковой обсерватории.
«Если экспортеры ЕС не смогут продавать свинину в Китай, продажи придется переориентировать на внутриевропейский рынок. Увеличение предложения может привести к снижению цен на свинину в ЕС, — отмечает Томас Дош, один из руководителей компании — переработчика мяса Toennies в интервью Reuters. — Кроме того, альтернативные варианты реализации мяса не настолько прибыльны, как продажа прямиком в Китай».
РФ не участвует, но получает выгоду
Разворачивающаяся «свиная война» может принести выгоду России. С 2008 года в КНР действовал запрет на импорт российского свиного мяса. В сентябре прошлого года он был снят, и в феврале нынешнего начался экспорт свинины из РФ в Китай. Пока поставки, судя по объемам, достаточно робкие — по данным на июнь 2024 года, китайцы импортировали всего 4,2 тыс. т этого вида мяса от своего северного соседа. Однако, как заявил на полях ПМЭФ-2024 глава Россельхознадзора Сергей Данкверт, Россия может отправить в Китай до 100 тыс. т свинины в этом году.
В целом, согласно оценке Национального союза свиноводов РФ, экспорт российской свинины в КНР может достичь 150–200 тыс. т в год, что сопоставимо с годовым объемом поставок из США (186 тыс. т). За счет китайского рынка общий экспорт российской свинины способен достичь 400–500 тыс. т в год. И это будет не в ущерб обеспеченности свининой россиян — общий объем производства названного мяса по итогам прошлого года превысил 3,3 млн т, а к концу 2024-го может приблизиться к 5 млн т, считает отраслевой аналитик Андрей Дальнов. По его оценке, в текущем году в РФ производство свинины вырастет практически до 5 млн т.