«Глава Минпромторга Антон Алиханов предупредил о мерах «вплоть до смены собственника» для «проштрафившихся» предприятий ОПК, которые допускают серьезные отклонения от графика поставок.
«Тем самым работа ОПК в общенациональном масштабе по сути переведена на принципы жесткого проектного менеджмента, что в нынешней ситуации несомненный плюс», – сказал он….» (РБК)
Что отвечу на заявление сего молодого (1986 года рождения) человека, никогда в жизни не руководившего ни заводом вообще, ни оборонным предприятием в частности? Имеющего финансовое и юридическое образование?
Дорогой Антон Андреевич! Отобрать-то вы сможете, но кого поставите менеджерить конфискованными предприятиями? Если нынешних госчиновников, то через парочку лет они разорят национализированные предприятия. Объедят, как саранча. Ибо аппетиты у них большие, а управленческие умения – никакие. Но и скудость кадрового резерва – еще не все проблемы.
- А вы намерены отбирать в казну те частные и акционерные предприятия, из-за коих заводы ВПК вынуждены срывать сроки поставок? Понесут ли наказание, например, металлурги, если взвинтят цены на прокат, скажем? Или за все ответят оборонщики? Понесут ли ответственность ЦБ РФ и комбанки, который взвинчивает ставки по кредитам и тем самым лишает ВПК оборотных средств. Хочу напомнить слова «Ростеха» Чемезова о том, что оборонка работает с ничтожной рентабельностью в 2,28% и своих средств ей недостаточно. И потому надолго ВПК РФ не хватит:
«В начале 2023 года Чемезов говорил: «Сейчас, когда превалирует ГОЗ (гособоронзаказ. — РБК), в лучшем случае мы работаем в ноль, если не сказать в убыток. Таково требование времени». Теперь, отвечая на вопрос, сколько времени госкорпорация может работать без прибыли, глава «Ростеха» отметил, что намерен говорить на эту тему с новым министром обороны Андреем Белоусовым. «Рентабельность нужно повышать. В противном случае нас надолго не хватит. Я думаю, что нас услышит министр, он экономист», — выразил надежду Чемезов…»
https://www.rbc.ru/business/17/05/2024/66465d789a79475db1eac775
- Известно ли молодому министру, не имеющему никакого опыта работы в ВПК СССР, что с сегодняшних огосударствленных военных производств лучшие кадры работников бегут в частные фирмы. На тот же винтовочный завод Лобаева. Ибо на госпредприятиях наших дней развелась орава манагеров, требующих от токарей и фрезеровщиков, скажем, зазубривания кучи инструкций и всяких «кипиай» вместо хорошей и качественной деятельности по профилю? Чего и близко не было в военпроме Советского Союза? Если не верите – сами пообщайтесь с лобаевцами.
- Советовал бы г-ну Алиханову устроить хоть одну встречу с директорами оборонных предприятий (ну, за городом, на денечек), чтобы их послушать. И узнать, что система гособорнзаказа через МОРФ такая, что людям работать некогда: нужно писать море отчетов и справок в Минобороны. Каковому, выходит, нужно не столько оружие, сколько прикрытие задниц чиновников слоями бумаг. Г-н Алиханов узнал бы, как администраторы МОРФ костьми ложатся – но пытаются не допустить повышения зарплат рабочих и инженеров при выполнении ГОЗ (гособоронзаказа). Ну правильно: им же самим не искать дефицитных ныне работников высокой квалификации для того, чтобы выполнить ГОЗ. Вот они и забарывают производственников – да еще и требуют кип документов по выполнению заказов 2016, 2017, 2018 и иных прошлых лет.
- Известно ли г-ну Алиханову, что ГОЗ (и отчетность по нему) устроены так, что чем больше ты на оборонном предприятии повышаешь производительность труда (чем больше производишь без найма дополнительных работников) – тем меньше тебе платят и требуют снижения накладных расходов? Что сама система, требуя некие нормо-часы (и как бы отрицая роботизацию плюс научную организацию труда, НОТ) понуждает раздувать штаты работников? И совсем не стимулирует нужные НИОКРы, ибо полностью перекладывает их на кошт промышленности?
- Известно ли новому министру то, что система отчетности по ГОЗ такова, что энтузиасты, в ходе СВО создающие БПЛА, робото-платформы на гусеницах (транспорт на фронте) или те же робокатера намного быстрее и эффективнее госструктур, попросту боятся работать с оборонзаказами МО РФ? Ибо им придется на двух работников нанимать одного бухгалтера или клерка, дабы готовить кипы отчетных бумаг, ругаться с заказчиком и спасать предприятие от уголовных дел? И что многие из успешных промышлнников и разработчиков бегут от ГОЗ, как от чумы? Ведь требуют отчитаться по всему, вплоть до последнего винтика (учет, как при Сталине), а вот снабдить исполнителей оборонзаказа всем необходимым по твердым ценам (как в СССР) никто не торопится. Этакий «социализм наполовину» выходит.
Антон Андреевич, не нужно пороть горячку. Прежде, чем делать такие грозные заявления, стоит разобраться – что не так в системе оборонных заказов. И для начала убрать оттуда маразм. Все эти горы отчетных бумаг – для начала.
Максим Калашников