Замглавы Минсельхоза Карелии Андрей Квасников сделал поразительное признание — сырое молоко из совхоза «Толвуйский» в Медвежьегорском районе до сих пор отправляют на переработку в Вологодскую область. Такая ситуация, напомним, возникла в «Толвуйском» еще в 2022 году, и, очевидно, что за это время региональные власти так ничего и не сделали, чтобы ее исправить.
Поводом же для такого признания стал пост на странице губернатора Артура Парфенчикова, который рассказал о посещении «Толвуйского» и предстоящей реконструкции его ферм для полной автоматизации. Одна из подписчиц главы Карелии тут же задала вопрос, будет ли полученное таким образом молоко перерабатываться в республике или это всего лишь создание сырьевой базы для других регионов и их молокозаводов.
— В настоящий момент сырое молоко, производимое в АО «Совхоз «Толвуйский», отправляется на переработку в Вологодскую область, — рассказал в ответ замминистра Квасников.
На последующий вопрос той же подписчицы, почему все-таки переработка не производится на территории Карелии, чиновник предпочел обвинить в этом молокозаводы и молочные комбинаты республики.
— К сожалению, есть много объективных причин, — заявил Квасников, — в том числе действующие мощности молокоперерабатывающих предприятий не могут переработать весь объем производимого сырого молока на территории Республики Карелия.
При этом замминистра умолчал, что виноват в этом не кто иной, как правительство Карелии во главе с губернатором. Благодаря тому, что они дважды за последние шесть лет способствовали смене собственников на Медвежьегорском молокозаводе, предприятие доставалось сомнительным коммерсантам из Петербурга и Ленобласти, которые довели его до остановки и банкротства. В то же время почти ушло в небытие АО «Эссойла», которое в 2019 году было лишено Минсельхозом субсидий, а в прошлом году его собственник получил отказ правительства Карелии в выкупе хозяйства ради его сохранения.
Однако куда больший ущерб власти Карелии нанесли местной молокопереработке конфликтом с Олонецким молочным комбинатом, реконструкцию и расширение которого Артур Парфенчиков блокирует уже седьмой год, отказывая ОМК в возможности выкупа арендованных у республики зданий для их перестройки и размещения новых производственных линий. Более того, в прошлом году на комбинат обрушилась многомесячная налоговая проверка, бездоказательно обвинившая ОМК в недоплате 302 млн рублей, взыскание которых, весьма вероятно, приведет к остановке и разорению предприятия.
При этом, фактически уничтожая молокопереработчиков, правительство Карелии по инициативе губернатора вкладывает миллиарды рублей то в создание новых автоматизированных молочных ферм, то в реконструкцию и автоматизацию старых. Как не скрывает при этом Артур Парфенчиков, в результате вместо нынешних 130 тонн сырого молока в день в Карелии должны будут получать 220-250 тонн сырья.
Что же это даст республике? А фактически ничего, кроме новых проблем и трудностей. Потому что как бы ни старался глава Карелии представить такие вложения заботой о родном крае, возрождении села и его экономики, на деле всё это окажется и уже оказывается фикцией с прямо противоположными последствиями.
Ведь и сейчас в той же Толвуе, как признает Парфенчиков, не хватает рабочих рук — и очевидно, что люди просто не идут в совхоз из-за низких заработков. Когда же фермы «Толвуйского» будут автоматизированы, то их станут обслуживать считанные единицы работников, что, по сути, приведет к сокращению персонала. Та же самая ситуация, вероятно, возникнет и в «Ведлозерском» совхозе, племхозяйстве «Ильинское» и племсовхозе «Мегреге», когда и они будут полностью автоматизированы.
В результате вложения колоссальных бюджетных средств в автоматизированные фермы и увеличения поголовья коров Карелия получит минимум занятых в сельском хозяйстве и резкий рост объемов сырого молока, которое куда-то нужно будет пристраиваться. Однако с учетом уничтожения ММЗ и «Эссойлы», нарастающего кризиса на комбинате «Славмо», который и так не справляется с конкуренцией с федеральными производителями и работает в убыток, и особенно с учетом борьбы против ОМК карельские молокозаводы не смогут переработать и половины всего молока, которое дадут в ближайшие годы совхозы.
Разумеется, что в этих условиях власти Карелии с полного одобрения губернатора направят все излишки сырья за пределы республики, которые превратятся в упаковки молока, творога, сметаны и сыра, а затем вернутся назад в Карелию с немалой наценкой и принесут прибыль своим производителям — в Вологодской, Новгородской, Ленинградской областях или в Питере.
Карелия же в сухом остатке получит от всего этого огромные объемы навоза, которые произведут новые и реконструированные фермы с увеличенным поголовьем. Куда и как его денет Минсельхоз, даже представлять не хочется. Достаточно лишь вспомнить, что и сейчас поля Ведлозерского и Толвуйского совхозов заливают рыбными отходами из Мурманской области, называя их рыбным силосом, хотя Россельхознадзор еще три года назад признал их опасными и патогенными.
Нельзя исключать, что и новые десятки и сотни тысяч тонн навоза лягут толстым слоем сверху, отравляя почву и все живое вокруг, а жителям Карелии будут рассказывать со страницы губернатора о том, что это делается исключительно в целях повышения плодородия.