На днях в Белом доме попытались изобразить, что дряхлеющая ядерная сверхдержава США куда сильнее, чем многие в мире думают.
Речь о недавних заявлениях по вопросам ядерной стратегии США, сделанных специальным помощником американского президента Пранаем Вадди.
В прошлую пятницу на ежегодном собрании Ассоциации по контролю над вооружениями в Вашингтоне с программной речью выступил специальный помощник президента США, старший директор по контролю над вооружениями, разоружению и нераспространению в Совете национальной безопасности США Пранай Вадди. Значительную её часть он посвятил противостоянию США c Россией как первой ядерной сверхдержавой. Также он говорил о ещё трёх «противниках». При этом он использовал достаточно нейтральный термин adversaries. То есть не «враги», а оппоненты, конкуренты.
Это, конечно, Китай, а также КНДР и внезапно Иран, который ядерным оружием пока точно не обладает. Но, по мнению США, может скоро его получить. Ведь США и Израиль своими действиями давно толкают к этому Тегеран.
При этом Вадди не преминул обвинить всех, кроме себя. По его мнению, Россия, КНР и КНДР расширяют и диверсифицируют свои ядерные арсеналы «ударными темпами, не проявляя интереса к контролю над вооружениями». Китай и правда не проявляет, всегда ссылаясь на то, что его арсеналы несравнимы в принципе с арсеналами России и США – поэтому говорить пока не о чем. У КНДР и подавно арсенал маленький. Он уступает Индии, Пакистану и всем прочим. Но американцев почему-то не интересует, что и Англия с Францией никак в контроле над ядерными вооружениями не участвуют. Видимо, им можно.
Что до России, то наша страна отказывалась от каких-то договорённостей по нестратегическому/тактическому ядерному арсеналу, но не от контроля в области стратегических ядерных сил (СЯС). И то, что сейчас почти все договорённости в этой области или мертвы, или недалеки от смерти, заслуга не наша. Но с больной головы на здоровую валить в США всегда умели. Так, Вадди заявил, что «США были настроены на сотрудничество со все- ми (!) ядерными державами в сфере контроля над вооружениями, нераспространения оружия массового уничтожения и безопасного развития мирного атома, однако Россия и другие страны показали себя не столь ответственными». Тут можно лишь развести руками и спросить: а из договора по ПРО тоже вышла, видимо, Россия, как и из договора РСМД? А уж ядерную сделку с Ираном торпедировала, видимо, тоже Россия? Нет, это сделал Вашингтон.
При этом Вадди считает, что действия России в ядерной сфере проводятся скоординированно с Китаем, КНДР и даже Ираном. У которого в ядерной сфере нечем действовать, но «могут возникнуть планы обретения ядерного арсенала». Обвинение в этом Ирана напоминает старый анекдот о том, как дамочка обвинила в намерении её изнасиловать соседа снизу, заявив, что сама к нему сейчас спустится. Так и США – сначала толкают Иран к таким действиям, а потом обвиняют. Что до координации с Китаем, в некоторой степени это обвинение можно было бы признать. Мы помогаем Пекину создать систему предупреждения о ракетном нападении (СПРН), по сути, формируя союзный дополнительный сегмент обнаружения. Проводятся и совместные учения стратегической авиации России и Китая.
Но в целом это пока всё. Координация, по крайней мере публично известная, на этом заканчивается. Но и этого много: ядерная сфера даже между союзниками, как говорится в старой офицерской поговорке ещё русской императорской армии, – это те самые игральные карты, которые положено держать ближе к орденам. Что до КНДР, то если у США есть какие-то факты о ядерной координации между Москвой и Пхеньяном, то неплохо было бы их озвучить. Но зачем? Джентльменам, как известно, положено верить на слово, даже если они ведут себя как последний шулер с Дикого Запада.
Вадди заявил, что «наступила новая эра соперничества и США нужны новые решения и новые стратегии». Из чего делается вывод – Вашингтон должен быть способен одновременно сдерживать РФ, КНР и КНДР, да ещё и учитывать Иран. Раньше американцы утверждали, что сдерживать надо Россию и Китай, причём напирали на мифические разногласия между нами. Мол, надо делать так, чтобы Россия сдерживала и Китай тоже. Но зачем, если это де-факто наш геополитический союзник, хотя и де-юре никаких официальных соглашений на эту тему не опубликовано. Просто англосаксам «плохо жить, когда с Россией никто не воюет». Это было сказано 170 лет назад и до сих пор не устарело.
При этом Вадди заявил, что США «могут принять решение об увеличении своего ядерного арсенала, от чего они на протяжении многих лет отказывались». И, мол, виноватыми он объявил опять же нас и ещё три страны, включая и Иран. «Без изменения тенденций в ядерных программах наших соперников, США могут в последующие годы подойти к точке, где потребуется увеличение числа боеприпасов». Мол, Вашингтон должен быть полностью готовым воплотить это в жизнь, если руководство страны примет такое решение. Но необязательно, что США будут стремиться к выходу на суммарные показатели соперников.
По мнению Белого дома, готовность США увеличить свой ядерный арсенал «может убедить Москву в целесообразности переговоров о контроле над вооружениями», а Вашингтон, мол, и так готов. Вадди ещё раз подчеркнул, что до истечения срока действия договора СНВ-3 в 2026 г. США будут соблюдать потолки по носителям и зачётным зарядам, если РФ будет делать так же. Но американцы предполагают, что никакой замены СНВ-3 не появится и наступит мир, в котором «ядерное соперничество не будет иметь договорных ограничений».
Вадди опять же обвинил в этом Москву и Пекин, указав отдельно, что сама перспектива заключения соглашения с Россией на смену договора СНВ будет напрямую зависеть от Китая. То есть, по сути, администрация Байдена взяла на вооружение бредовый тезис администрации Трампа, с которым она торпедировала продление СНВ-3 в своё время. Тогда американцы требовали, чтобы было заключено тройственное соглашение, ограничивающее и арсеналы Китая. Причём сами байденовцы за этот тезис сильно пинали Трампа.
США пытаются банально взять Москву на дурачка. Они угрожают тем, что не слишком опасно для России. В настоящий момент американцы не способны производить новые ядерные боеприпасы. Они расслабились, когда вбили себе в голову мифы о «победе в холодной войне», «конце истории» и неизбежном развале России. А компетенции в ядерном комплексе, что мирном, что военном, – утрачиваются мигом. Восстанавливать их очень долго и дорого. Сейчас у США есть проблемы и в мирном сегменте, где у них царит развал. Он вызван тем, что русские подсадили их на иглу дешёвого урана. Развал в мирном комплексе только усугубил развал в военном, ибо они взаимосвязаны.
У США сейчас нет производства, нет целых технологических цепочек, и не хватает примерно 30 критических технологий. Это следует из ряда открытых материалов Минэнерго США и Национального агентства по ядерной безопасности при Минэнерго (NNSA), а также документов конгресса. Так что увеличивать арсеналы им нечем, если речь идёт об увеличении именно арсенала целиком. Сейчас он составляет чуть более 3, 5 тыс. зарядов, из которых почти 3e_SNbSтыс. – стратегические. Есть ещё до 2 тыс. зарядов на утилизации. В теории часть можно вернуть и оживить. Но это в теории, а на практике многие серии зарядов попали на утилизацию, потому что мощностей для поддержания в строю не хватает. Приходится выбирать: или пилим очень нужную серию, или менее нужную, или теряем обе.
Арсенал постепенно сокращается. Темп ежегодной утилизации составляет от десятков до нескольких сотен зарядов в год. Тут бы удержать нынешнюю планку. Конечно, до уровня России, арсенал которой оценивается в количество от 6 тыс. и до 12 тыс. зарядов (СЯС + ТЯО/НСЯО), они не дотянут никак. Но падать до Китая, который имеет 450–500 зарядов и может в будущем десятилетии заиметь и до тысячи, американцам нельзя.
Так что ковбою Джо стоит посоветовать спилить мушку на винтовке «Винчестер» и не размахивать стволом в нашем салуне во избежание последствий. А то и так на ногах еле держится. Какое уж тут сдерживание сразу ядерной сверхдержавы и ещё двух держав?