Медики из стационарных учреждений с профицитом по персоналу могут работать вахтовым методом в сельских и отдаленных населенных пунктах, чтобы ликвидировать кадровый дефицит в этих районах, заявила вице-премьер правительства Татьяна Голикова. Такая инициатива не станет долгосрочным выходом из кадрового кризиса в региональном здравоохранении, но в отдельных случаях может быть полезной, полагают эксперты отрасли. Подробнее о том, как сегодня решается этот вопрос и чего ждут от нового предложения, — в материале «Известий».
Использовать вахтовый метод для решения вопроса с кадровым дефицитом медиков в удаленных районах Татьяна Голикова предложила на пленарном заседании Госдумы, посвященном назначению зампредов правительства.
— Это важно с точки зрения развития опорных сельских территорий, где социальная инфраструктура должна быть на таком же уровне, как и в городах, — отметила она.
Для обеспечения кадрами отдаленных, сельских и малых населенных пунктов будет реализовываться комплекс мер, подчеркнула Голикова. В частности, в России сегодня есть стационарные учреждения, имеющие «профицит по врачебному и среднему медицинскому персоналу», обратила внимание вице-премьер.
— Поэтому в рамках нашей работы мы предполагаем, что эти медики могут работать вахтовым методом с сохранением рабочих мест в тех учреждениях, в которых они работают, — заявила она.
В аппарате Татьяны Голиковой не смогли дать более развернутые объяснения инициативы к моменту подготовки материала. «Известия» также направили запросы в Минздрав и правительство РФ, но на момент публикации ответов получено не было.
Тема кадрового дефицита в медицине поднималась на пленарном заседании Госдумы и на следующий день, уже во время обсуждения кандидатур министров. Тогда глава Минздрава Михаил Мурашко заговорил в том числе о развитии телемедицины, а затем перешел к внедрению искусственного интеллекта в отрасли, однако на этом его остановил спикер Госдумы Вячеслав Володин.
— Никакой искусственный интеллект не заменит врача, искусственный интеллект должен помогать врачу, — подчеркнул спикер нижней палаты парламента. — И это должна быть наша позиция. Лучше здесь обсудить вопросы дефицита кадров... У нас в сельских районах в ЦРБ до 80% дефицит кадров.
Такие сложности характерны не только для сельской местности, но и для всей отрасли здравоохранения. Так, эксперт организации «Народный фронт. Аналитика» Константин Смирнов привел «Известиям» результаты опроса, который проводился «Народным фронтом» в апреле 2024 года. Из них следует, что 42% россиян сталкивались с ситуациями, когда не могли записаться к врачу, так как не было нужного специалиста. Еще 42% пожаловались на отсутствие талонов для записи. 54% респондентов ждали приема врача-терапевта или врача-специалиста более двух недель, а 67% респондентов, посещающих городскую поликлинику, просто не находили нужного им специалиста при посещении медорганизации.
Вахтовый метод может стать решением в ряде случаев, однако не повлияет глобально на ситуацию с кадрами, считают опрошенные «Известиями» эксперты. Сопредседатель профсоюза работников здравоохранения «Действие» Андрей Коновал счел упоминание такого метода работы в контексте разговора о решении глобальной проблемы нехватки медработников «несколько странным». По оценкам профсоюза, только дефицит врачей составляет около 100 тыс. специалистов и простое перераспределение медработников за счет отправки их на вахту в сельскую местность не спасет ситуацию.
— Понятно, что, например, в критических ситуациях, когда специалиста на рабочее место долгое время не удается найти, можно было бы прикомандировать медика, — рассуждает Андрей Коновал. — Но это штучное решение для уникальных ситуаций.
Зампред профсоюза работников здравоохранения РФ Михаил Андрочников отмечает, что не наблюдает профицита кадров в стационарных учреждениях: конкуренция за рабочие места в медучреждениях есть только в Москве и отчасти в Петербурге, а в остальных учреждениях точно такая же нехватка медиков.
— И непонятен порядок, по которому медработников можно отправлять на вахту. Как будут сохранять рабочее место сотрудника на старом месте работы, будет ли при этом сохраняться зарплата? — задается вопросом собеседник «Известий».
Ректор Высшей школы организации и управления здравоохранением, д.м.н. Гузель Улумбекова обращает внимание, что если речь идет о работе медиков в центральных районных больницах, где не хватает специалистов, то работа вахтовым методом может быть оправданна, но только при условии, что не пострадает головное учреждение, при этом специалисты приедут на длительный (до года срок) и не осталось других способов решения проблемы.
— Панацеей это не может быть, только одним из временных способов решения проблемы, — сказала она. — Надо понимать, что по зарубежному опыту вахтовый метод — всегда большие затраты, на это нужно выделять дополнительные деньги, чтобы мотивировать кадры на работу на отдаленных территориях.
Доцент кафедры социальных технологий, эксперт по общественному здоровью и здравоохранению Президентской академии в Санкт-Петербурге Светлана Молчанова подчеркивает, что возникает вопрос и с размещением врачей, предоставлением им жилья, продуктов питания.
— Врачи откажутся от проживания в общежитиях без индивидуальных удобств, в социально неблагополучных условиях, — сказала собеседница «Известий». — На моей памяти была история, когда размещение доктора-педиатра в общежитии с рабочими комбината привело к тому, что она не могла спокойно принять душ, отдохнуть в тишине и спокойно приготовить себе пищу. В итоге доктор уехала, несмотря на неплохую зарплату и искреннее обожание пациентов.
Гузель Улумбекова отмечает, что за рубежом вахтовый метод применяется для решения кадровых проблем в труднодоступных регионах, причем в Канаде и США такие командировки обычно длятся один-два года. В России медики также работают вахтовым методом, напоминает Андрей Коновал, обычно в районах нефте- и газодобычи. Туда едут за большими зарплатами, но, во-первых, таких районов не так много, во-вторых, это всегда ситуация, связанная с определенными производственными факторами, и на проблемы сельской местности проецировать эту практику довольно сложно, считает эксперт.
Главным мотивирующим фактором для медработников, работающих вахтовым методом, является повышенная заработная плата, уверен Константин Смирнов. Сейчас, по его словам, жители регионов ЦФО, например, нередко приезжают работать вахтой в скорой медицинской помощи в Москве, где заработная плата существенно выше. Кто-то также практикует вахтовую работу в пансионатах или детских оздоровительных лагерях.
Эксперты указали еще на один аналог вахтового метода работы, когда врачи выезжают в сельские регионы на оборудованных диагностическим оборудованием передвижных медицинских комплексах (ПМК) и оказывают амбулаторную помощь. Глава комитета Госдумы по охране здоровья, врач Бадма Башанкаев замечает, что такая практика полезна и перспективна.
— Для диспансеризации этот метод используется давно и успешно, — рассказывает он «Известиям». — Например, уже более 20 лет в северные районы Томской области летом отправляется плавучая поликлиника. На борту теплохода — современное оборудование и высококвалифицированные врачи разных специальностей, которые за месяц обычно обследуют жителей более чем 30 отдаленных населенных пунктов.
Еще один пример — «поезд здоровья», продолжает депутат. В прошлом году он проследовал по маршруту Владивосток — Москва, сделав медицинские остановки в 30 регионах, где проводились диагностические мероприятия.
— Недавно мы обсудили с министром здравоохранения вариант использования для врачебных вахт мобильных комплексов, — поясняет Башанкаев. — Автомобильный формат более экономичный, и он уже хорошо зарекомендовал себя на новых территориях, где была проведена диспансеризация детей. Поскольку страна у нас огромная, вахтовый метод может стать одним из способов решения задачи доступности медицинской помощи.
Такие медицинские бригады смогут оперативно реагировать на экстренные ситуации, проводить профилактические осмотры, оказывать консультативную и специализированную медицинскую помощь, считает депутат Госдумы Татьяна Кусайко. Она уверена, что эта инициатива не нанесет ущерба штатным учреждениям, так как участвующие в программе специалисты сохранят свои рабочие места и зарплату и, более того, получат дополнительные выплаты за работу в отдаленных районах.
Однако пока, замечает Константин Смирнов, мониторинг «Народного фронта» говорит о сложностях в работе уже имеющихся передвижных медицинских комплексов, которые были поставлены в регионы.
— Респонденты отмечали трудности с кадровым обеспечением ПМК. Так, зачастую приходилось делать выбор — будет ли медицинский работник оказывать плановый прием населения или работать на ПМК, — перечисляет он.
В то же время в ряде регионов есть собственные успешные проекты. Татьяна Кусайко приводит в пример Мурманскую область, где действует проект «Медицинские шаттлы». Это специальные трансферы, которые доставляют пациентов из отдаленных районов на консультации, обследования и процедуры в областной центр. При этом узкопрофильные специалисты из областных больниц также систематически выезжают в отдаленные муниципалитеты для проведения приемов и оказания консультативной помощи.
Еще один мобильный проект — «Аллергодесант+», в составе которого аллергологи-иммунологи и пульмонологи в выходные выезжают в отдаленные населенные пункты для бесплатных осмотров и консультаций. Однако для долгосрочного решения кадровой проблемы необходимо развивать систему подготовки и закрепления медицинских специалистов в отдаленных населенных пунктах, подчеркивает она.