С некоторых пор Вашингтон избрал весьма своеобразную тактику ведения дел с Китаем. В прямых контактах с его представителями американцы демонстрируют показную готовность к налаживанию конструктивного взаимодействия и поиску взаимоприемлемых развязок спорных вопросов, поскольку и они сами несут потери от обострения отношений. Но потом сам ход указанных контактов и характер достигнутых на них договоренностей в США интерпретируют, как им вздумается. А, главное, продолжают вести, несмотря на только что, вроде бы, достигнутые компромиссы, всю ту же враждебную и обструкционистскую линию по отношению к Пекину. Такое откровенное и мало чем прикрытое двуличие стало проявлять себя с особенной силой после того, как пару лет назад нынешний китайский министр иностранных дел Ван И в резкой форме осадил госсекретаря Блинкена за попытки читать нотации Китаю о том, как себя следует вести. Последний покраснел и в полном смысле слова «заткнулся» посреди выспренней поучительной речи, опасаясь, видимо, того, что проводимый им в то время стратегический диалог мог закончиться, даже не начавшись.
Министр иностранных дел КНР Ван И с госсекретарем Э. Блинкеном
С тех пор Блинкен ведет переговоры с китайцами совсем в другой манере – мягкие, неконфликтные беседы с выражением согласия со многими предложениями Пекина, о чем свидетельствуют и репортажи с места событий, и принимаемые заявления по их ходу. Зато, по окончании этих встреч он в комментариях для американской аудитории дает волю фантазии по поводу того, как «поставил на место» китайцев и «решительно потребовал» от них того или другого, обещав в противном случае их «сурово наказать».
У самих китайцев поначалу это вызывало некоторое недоумение, в последнее же время подобное поведение стало их откровенно раздражать. Разве можно на такой основе построить нормальные отношения между двумя великими державами?
По похожей схеме проходил и недавний визит Блинкена в КНР. Кроме довольно низкого уровня протокола, по сравнению с той подобострастной манерой, к которой привыкли американцы в большинстве стран мира, он ничем особым не выделялся и проходил достаточно гладко. Но когда визит закончился, в беседах с американскими журналистами госсекретарь США поведал очередную историю своих «ультиматумов и побед». Блинкен заявил, что он обязал Китай «прекратить экспорт материалов, которые позволяют России восстанавливать свою промышленную базу», а также отказаться от попыток «повлиять и, возможно, вмешаться» в предстоящие выборы в США. На вопрос, согласились ли с этим китайские лидеры, он никакого ответа не дал, поскольку, если он даже и затрагивал в какой-либо форме данные вопросы в разговорах с ними, то ответная реакция едва ли могла его удовлетворить. Находясь на «безопасном расстоянии» от недавних собеседников, Блинкен даже пригрозил, что, если Китай не решит проблему поддержки России, то Америка «сделает это сама», очевидно, намекая на возможные санкции против китайских предприятий.
Председатель КНР Си Цзиньпин принимает госсекретаря Э. Блинкена
В итоге китайские СМИ вновь были вынуждены поведать о том, как реально проходили переговоры с Блинкеном во время его визита в Китай. На основных переговорах глав дипломатических ведомств был, в частности, достигнут «консенсус» из пяти пунктов о дальнейшем развитии отношений между державами. В соответствии с ним.
Во-первых, обе стороны договорились продолжать работать над стабилизацией и развитием китайско-американских отношений в соответствии с указаниями двух глав государств.
Во-вторых, обе стороны договорились поддерживать обмены и контакты на высоком уровне.
В-третьих, обе стороны объявили, что проведут первое заседание китайско-американского межправительственного диалога по искусственному интеллекту, продолжат консультации по принципам, на которых базируются китайско-американские отношения, проведут новый раунд консультаций по делам Азиатско-Тихоокеанского региона и морским делам. Рабочая группа двух стран по борьбе с наркотиками проведет встречу высокопоставленных должностных лиц.
В-четвёртых, обе стороны примут меры по расширению культурных и межличностных обменов, обменяются студентами и подготовят китайско-американский саммит лидеров в сфере туризма.
В-пятых, обе стороны будут продолжать консультации по актуальным международным и региональным вопросам и укреплять связь между специальными посланниками двух сторон.
По отзывам экспертов, данный документ почти целиком состоит из идей китайской стороны, и американцам почти не удалось внести в него изменения, связанные с собственными представлениями. И он, конечно, весьма далек от «свободного пересказа» Блинкеном своих мнимых достижений в Китае. И если кто кого-то «отчитывал», то это скорее был принявший Блинкена для беседы председатель КНР Си Цзиньпин.
По словам лидера Китая, его страна готова сотрудничать с США, но сотрудничество должно быть улицей с двусторонним движением. «Китай не боится конкуренции, но конкуренция должна быть направлена на общий прогресс, а не на игру с нулевой суммой», – сказал Си Цзиньпин.
Как он заявил, Китай и США должны быть партнёрами, а не соперниками; помогать друг другу добиваться успеха, а не вредить друг другу; искать точки соприкосновения и сохранять разногласия, а не участвовать в порочной конкуренции; и «подкреплять слова действиями, а не говорить одно, а делать другое». Си Цзиньпин подчеркнул, что Китай привержен отказу от создания военных альянсов, но и США не должны создавать свои блоки, добавив, что «у каждой стороны могут быть свои друзья и партнеры».
Байден: «Вот я в TikTok не заглядываю, и вам не надо»
Беда, однако, в том, что американская администрация ведет себя по отношению к Китаю не так, как обещает на переговорах с его руководителями, а в духе того, о чем именно предупреждал Си Цзиньпин, – «говорит одно, а делает другое». На встречах ранее в этом месяце Байден, в частности, встретился с лидерами Японии и Филиппин, обговаривая с ними условия создания антикитайского военного союза. В апреле же Соединенные Штаты и Филиппины провели крупномасштабные военные учения, в рамках которых на территории последних впервые был размещен американский ракетный комплекс средней дальности, который может поражать цели в Китае. Кроме того, Байден, например, призвал торгового представителя США рассмотреть возможность утроения существующей тарифной ставки на китайскую сталь и алюминий. Ранее в этом месяце он также призвал полностью запретить импорт электромобилей китайского производства в США. Разработан целый ряд мер, чтобы удержать Пекин от разработки сложного искусственного интеллекта.
Откровенно позорными выглядят усилия Белого дома по захвату китайской развлекательной соцсети TikTok, виноватой только своей популярностью среди молодежи мира и высокой доходностью. Президент уже подписал закон, который вынудит ByteDance, китайского владельца TikTok, продать свою долю в приложении или вообще быть запрещенным в Соединенных Штатах. Вот такая свобода и демократия.
Трамп и TikTok
Даже бывший президент Дональд Трамп, который и сам пытался запретить TikTok в 2020 году, очевидно, из предвыборных интересов, обрушился с критикой на Байдена. «Чтобы все знали, особенно молодежь, нечестный Джо Байден несет ответственность за запрет TikTok», – написал он на своей платформе Truth Social.
Независимый кандидат в президенты Роберт Ф. Кеннеди-младший пригрозил оспорить запрет TikTok в суде. «Не обманывайтесь, – заявил он, – запрет TikTok не связан с тем, что Китай собирает ваши данные. Спецслужбы многих стран, особенно нашей, постоянно собирают ваши данные отовсюду. Это – дымовая завеса, еще один пример того, что ни одна политическая партия не испытывает угрызений совести по поводу принесения в жертву ваших свобод, прав и выбора, когда это служит их политическим интересам».
При таком уровне лицемерия со стороны официального Вашингтона едва ли можно рассчитывать на какие-либо прорывы в отношениях между Китаем и США в ближайшие годы. Скорее надо готовиться к их долгой и упорной борьбе, в которой призывы Пекина к честной конкуренции будут пропускаться Белым домом «мимо ушей».