Эмбарго на поставки российских нефтепродуктов вступило в силу 5 февраля 2023 года, но наш экспорт дизельного топлива и мазута не прекратился. Эксперт финансового университета при Правительстве РФ, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков специально для aif.ru объяснил, как изменилась география поставок нефтепродуктов из России.
Евросоюз традиционно был самым крупным рынком сбыта для российских бензинов, дизтоплива, мазута и керосинов, в структуре нашего экспорта поставки в ЕС до 2022 года занимали 40-45%. Но с 5 февраля Брюссель запретил ввозить наше топливо, рассчитывая таким образом сократить доходы российского бюджета. Однако план не удался, мы применили уже испытанное «противоядие» под названием «переориентация поставок».
«Крупнейшим покупателем российских нефтепродуктов с 2022 года стала Турция, закупает она в основном дизельное топливо и мазут», — указал Юшков.
Причем есть некоторые основания полагать, что запрещенные в ЕС нефтепродукты из России все же попадают туда, но не напрямую, а именно через Турцию. «В Анкаре заявляют, что все импортированное из России топливо потребляется на внутреннем рынке, а в Европу экспортируется только произведенные в Турции нефтепродукты, — говорит эксперт. — Прямой реэкспорт российского дизеля в ЕС запрещен, и турки маскируются, хотя по статистике видно, что объемы поставок из России в Турцию практически совпадают с объемами поставок из Турции в Европу».
При этом наша переориентация поставок привела к росту общего объема экспорта нефтепродуктов, несмотря на европейское эмбарго. По данным Международного Энергетического Агентства (МЭА), Россия в 2023 году продавала на внешних рынках в среднем 2,6 млн баррелей в сутки, что на 100 тыс. баррелей в сутки больше, чем в 2022 году и примерно соответствует уровню 2021 года. Это результат того, что крупными покупателями российских нефтепродуктов стали Индия, Китай, Бразилия, некоторые прочие страны. «Здесь тоже речь идет в основном о поставках дизельного топлива», — заключил эксперт.
Ранее Игорь Юшков специально для aif.ru рассказал, на каком этапе находится реализация идеи по строительству газового хаба в Турции.