Олег с детства увлекся игрой в солдатиков, которых ему дарили близкие. Впрочем, тогда почти все мальчишки играли в солдатиков. Росли на рассказах ветеранов, близких, кто участвовал в войне. Военный раздел и история всегда нравились Олегу, и это определило его судьбу – он стал военным. Но собирать и бережно хранить солдатиков продолжал.
Олег подтверждает: в советские годы солдатик был для каждого мальчика чем-то вроде талисмана. У погибших красноармейцев нередко находили фигурки в карманах, сохранённые с детских лет.
Олег Железняков, коллекционер, автор выставки «Маленькие храбрые»:
«В СССР считали, что игрушечные солдатики были не только средством развлечения, но и служили инструментом воспитания будущих защитников Отечества. Думаю, что сейчас нужно возвращать такие игры. Это поможет «оторвать» молодое поколение от голубых экранов, помочь в творческом и образовательном процессе».
С годами фигурок у Олега собралось очень много – столько, что их можно было поделить на несколько разделов: от 30-х годов 20 века, советский период, иностранные игрушки и до наших дней – вплоть до популярного у современных детей Лего.
С выходом на пенсию у Олега стало больше времени на исполнение мечты. Помещение для выставки выделила паломническая служба «Стезя», благодаря чему коллекцию удалось представить общественности.
Плоские, металлические, объёмные, дутые – так коллекционеры классифицируют солдатиков. Самые любимые у Олега Железнякова – индейцы и ковбои:
«Когда я был ещё ребёнком, бабушка купила мне первую мою книгу Джеймса Купера «Последний из могикан». Я прочитал её несколько раз. И после этого увлекся Диким Западом и индейцами. В советское время было много фильмов на эту тему».
За каждой игрушкой стоит определённая история людей, которые её сделали. Есть и экспонаты, связанные с Костромой, рассказывает коллекционер:
«Вот танк, изготовленный на Костромском заводе полимерного машиностроения имени Л.Б. Красина. Или вот ещё: представлены солдатки скульптора Льва Разумовского, который в августе 1942 году попал в детский дом, где работала его мама. Позже был эвакуирован по «Дороге Жизни» в деревню Угоры Костромской области».
По словам Олега Железнякова, для того, чтобы разбираться в солдатиках, нужно изучать историю фигурок и событий, которым этот набор посвящён. Получается, что игрушки прекрасно расширяют знания. Иногда в этом помогают и посетители:
«На открытии выставки у нас в гостях был военный оркестр РХБЗ. Его дирижёр Эдуард Клейн заметил у одной из фигурок, персонаж которого держит музыкальный инструмент геликон, который сейчас уже не используется в военных оркестрах. Это можно увидеть только в музее.
А так, людям очень нравится. Взрослые видят в фигурках частичку своего детства. Ещё, наверное, ни один человек, который познакомился с моей коллекцией, не показал на фигурку пальцем и не сказал: «А она у меня была!» или «Я видел такую у друга во дворе»! А молодому поколению это в новинку. Кто-то после выставки сказал: «Я тоже буду их собирать».
Делать солдатиков тоже не так просто, поясняет Олег:
«Раньше даже принимали военные игрушки офицеры и срочники. Они входили в специальную комиссию. Срочник – как выросший мальчик, а военный – правильно ли воспроизведён образ. Сейчас такой политики нет.
Поэтому порой встречаются игрушки, выполненные с ошибками. Вот, смотрите, например: на спине у фигурки две скрещенные пулемётные ленты, а на груди – всего одна».
Печальный факт, но мелкосерийное производство дорожает. Литьё – ручное или полуавтомат. Формы стираются со временем. Это влияет на детализацию фигурок, как говорит автор выставки.
Энтузиасты делают современных солдатиков, поясняет коллекционер. Но производственной мощности не хватает. Поэтому такая игрушка получается очень дорогой. И позволить её себе могут только единицы.
Но если хочешь сделать хорошо, то нужно делать самому. Поэтому Олег придумал личный бренд фигурок «Урфин Джюс» (название которого также связано с любимой детской книгой) и взялся за темы, которых не встречал раньше – например, Первая мировая война и чеченская кампания:
«Я сделал три первых своих набора солдатиков на тему Первой мировой войны. И понял, что Первая мировая война вообще не освещена в фигурках. Тогда я сделал первый набор – Российской императорской армии, второй набор – германской армии и третий – британцев.
Два набора я сделал на тему, которая непосредственно связана и со мной, и с моей службой – это чеченская война. Набор наших солдат и набор противников.
В моем наборе солдатиков одна из фигурок – командир – это реально существующий человек, наш костромич, кавалер двух орденов Мужества, мой коллега Геннадий Иванович Козлов. Он участник многих современных военных конфликтов, начиная с чеченской кампании».
По словам Олега, на совместную работу художников и скульпторов ушло полгода. Производство солдатиков – это огромный пласт подбора информации, так как нужно, чтобы каждый элемент снаряжения был достоверен и соответствовал эпохе. Хотя есть и сказочные подборки персонажей: как, например, вот такой Чиполлино (а-ля Чегевара).
Из современных реалистичных тем в коллекции Олега есть солдатики СВО:
«Ребята-энтузиасты делают сейчас солдатиков на тематику специальной военной операции. И в моей коллекции есть два таких набора. В современных фигурках интересно то, что они порой сделаны с реальных людей, реальных подразделений, которые сейчас выполняют боевые задачи.
В наше время очень удобно, что можно пользоваться видео и фотографиями. Они позволяют точно воспроизвести настоящие виды снаряжения. Например, есть фигурка, которая сделана с реального военнослужащего – Героя России, морского пехотинца с позывным «Струна».
А фото выше – морская пехота. Ручная работа одного из костромских мастеров, лазерная резка по дереву.
Главная мечта Олега – открыть выставку – уже исполнилась, но есть и другие желания:
«Я рад, когда вижу горящие от счастья глаза посетителей, их интерес. Хочется, чтобы государство вновь обратило внимание на производство фигурок. Ещё хочется, чтобы солдатики стали более качественными и доступными для детей. Во многих городах есть целые клубы коллекционеров – хотелось бы, чтобы и в Костроме было что-то подобное».
На «Маленьких храбрых» можно посмотреть по адресу: Кострома, улица Чайковского, 4 (вход со стороны центрального парка).