Питер Рейган обозревает прогнозы аналитиков и экспертов относительно золота и его перспектив стать обеспечением для различных валют.
В недавнем подкасте управляющий фондом Schroder’s Джеймс Люк рассказал, почему укрепление золота так примечательно после 18 месяцев агрессивной денежно-кредитной политики.
Многие эксперты полагают, что цена на золото должна быть выше, чем сейчас, но даже текущие успехи драгметалла ошеломляют, учитывая политику Федеральной резервной системы. В последнее время часто говорят о том, что золоту приходится бороться с встречными ветрами, но ведь есть и попутные воздушные потоки. Люк и ведущий подкаста обсудили, что в условиях роста реальных ставок с отрицательной территории до 200 базисных пунктов любой аналитик решил бы, что золото упадет до $1.500 долларов. В прошлом, когда номинальные ставки росли, это не всегда влияло на настроения относительно золота, ведь реальные ставки оставались низкими.
Но к настоящему моменту реальные ставки действительно повысились, однако золото по-прежнему остается вблизи рекордных максимумов, то есть ведет себя нехарактерным для него образом. Участники подкаста считают, что 2008 год стал поворотным моментом для драгоценного металла. Золото всегда было востребованным убежищем, но Люк утверждает, что оно торговалось скорее как сырьевой товар, тесно привязанный к валютам развивающихся рынков, которые часто подвергаются гиперинфляции. Также ключевым фактором на рынке был спрос на ювелирные изделия, однако сейчас он отошел на второй план.
Вместо этого в центре внимания оказалось беспокойство среди инвесторов, которые больше не верят, что доллар США является надежным убежищем, после количественного смягчения 2008-2011 годов.
Количественное смягчение дало не только немедленный эффект, но и подняло долгосрочные вопросы относительно стабильности доллара, а также долга США. Какие бы сомнения ни возникли в 2008 году, они усилились в разы, когда США ввели карантинные меры, а денежно-кредитное стимулирование возросло с миллиардов до триллионов.
Люк считает, что на траектории золота сказались не только покупки центральных банков, но и их подход к управлению валютой. И именно это в основном определяло динамику драгметалла с 2008 года. Такой сверхмягкий подход идет на пользу металлу. Даже в периоды крайнего ужесточения политики, подобные тому, в конце которого мы сейчас находимся, всегда возникает вопрос о том, когда ФРС и другие центральные банки вернутся к своей «нетрадиционной денежно-кредитной политике». Другими словами, к количественному смягчению.
ФРС находится в странном положении. Она искусственно поддерживала экономику во время карантина, печатая триллионы долларов, а затем попыталась исправить ситуацию в стиле 1970-х годов, запустив цикл повышения ставок. Но ставки даже не приблизились к значениям 1970-х и не оставались на достигнутых уровнях достаточно долго.
Итак, мы видим классическую ситуацию бума и спада, но с гораздо более высокими ставками.
Япония, например, практически отказалась от своей валюты, используя ту или иную форму современной денежной теории (СДТ). США не могут так сильно обесценить доллар, поскольку им нужно, чтобы он оставался мировой резервной валютой. Но ФРС любит печатать деньги, и СДТ характерна не только для азиатских стран.
Грядет снижение процентных ставок, что играет золоту на руку. Остается лишь один вопрос — как сильно ФРС обесценит валюту на этот раз.
В подкасте Люк затронул и другие тонкости, связанные со спросом на драгметалл. Например, западному инвестору все еще трудно поверить в то, что золото стоит $2.000 долларов за унцию, в то время как в Азии спрос на золотые монеты и слитки стремительно растет.
Кто-то уже говорит, что золото больше не опустится ниже $2.000 долларов, и если это правда, это сильно подстегнет интерес к металлу.
Еще один интересный момент, который затронул Люк, заключается в том, что страны с формирующимся рынком, такие как Китай, похоже, хотят уравнять свои золотые запасы с такими странами, как Россия, у которой около 20% резервов в золоте. Это связано с тем, что европейские центральные банки также согласовывают свои запасы драгметалла, что, в свою очередь, подпитывает подозрения относительно возможных перемен в денежно-кредитной системе, которые разворачиваются за кулисами.
Гипотеза Аласдера Маклауда о введении рубля, обеспеченного золотом, можно назвать смелой, но он по-прежнему придерживается ее и регулярно приводит аргументы в пользу того, что такое развитие событий вполне возможно. В своей последней статье по этому вопросу он использовал фрагменты статьи Сергея Глазьева, министра по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии, опубликованной 27 декабря 2022 года.
Давайте обратимся к некоторым из замечаний Глазьева, которые часто упоминаются западными аналитиками.
Из статьи Маклауда становится ясно, что российский рубль, обеспеченный золотом, или, если идея провалится, золото, используемое для международных расчетов, — это не какая-то дикая теория. Это, скорее, то, к чему Россия активно стремится.
Глазьев сказал, что сейчас предпринимается третья попытка создать «золотой» рубль; вторая провалилась из-за неблагоприятного позиционирования после отмены Бреттон-Вудского соглашения, кульминацией которого стал дефолт. Глазьев довольно подробно объяснил, почему недоволен использованием нефтедоллара для расчетов, и поделился мыслями о его грядущем крахе.
Он упомянул независимый анализ Золтана Позара из Credit Suisse, который подсчитал, что привязка цены на нефть к золоту вместо доллара США немедленно удвоит цену золота в долларовом выражении. По словам Глазьева, огромные золотые резервы России, среди прочего, помогут ей избежать дефолта, подобного тому, что произошел в 1998 году, в котором он винит американскую политику и условия.
Можно предположить, что Глазьев не совсем точен в своей оценке, и это объясняет, почему Россия до сих пор не представила обеспеченную золотом валюту. Как и Китай, который, по мнению некоторых, обладает крупнейшим запасом золота в мире. Золотой стандарт предполагает прозрачность и требует подотчетности. Создается впечатление, что на самом деле Федеральная резервная система и центральный банк России не так уж далеки друг от друга, раз сегодня Россия находится в очередном инфляционном кризисе.
Спустя год некоторые прогнозы Глазьева по золоту сбылись, хотя и не в заявленной степени.
Поверить в нарратив о рубле, обеспеченном золотом, все так же трудно, потому что золотой стандарт, как уже упоминалось, требует жертв со стороны центрального банка, а официальный сектор не славится бескорыстными поступками.
Но поскольку Россия сейчас стоит у руля БРИКС, как никогда интересно посмотреть, попытаются ли они пойти на компромисс с обеспеченной золотом валютой блока стран, попробуют ли наладить торговлю нефтью с расчетами в золоте или же найдут какой-то другой вариант.
Насколько точен индекс потребительских цен в США? Аналитик Адам Хэмилтон утверждает, что золото должно стоить $3.355 долларов просто на основе последовавшей за 1970 годом денежно-кредитной экспансии. Он, как и многие другие, считает, что индекс потребительских цен намеренно искажен, чтобы инфляция выглядела не такой серьезной угрозой. Джон Уильямс из Shadowstats обычно оценивает инфляцию примерно в два раза выше официальной цифры. Другие оценивают строже и получают цифру в несколько раз больше.
Как бы ни хотелось, цифры Федеральной резервной системы слишком далеки от реальности. Как отмечает Хэмилтон, предложение золота увеличивается всего на 1% в год, и это в хороший год. С другой стороны, в «хороший год» баланс ФРС растет на 6,5%, в то время как 25,5 месяцев после карантина привели к росту на 115,6%.
По словам Хэмилтона, с момента начала карантина расходы выросли на 50-100%, но индекс потребительских цен по-прежнему утверждает о росте на 19,5%. Баланс ФРС остается таким же огромным, как и прежде, и это после агрессивного цикла повышения ставок.
Хэмилтон призывает обращать внимание на денежно-кредитную экспансию, а не на показатели инфляции, которые существуют для того, чтобы смягчать недовольство общественности. Именно расширение денежной массы, принцип отслеживания которой ФРС удобно изменила во время многомиллиардных стимулирующих мер, наряду с заметным расширением баланса, приводит к выводу, что золото должно стоить не меньше $3.355 долларов за унцию.
Золото является очень точным индикатором инфляции, и Хэмилтон уверен, что в скором времени цена на драгметалл, скорректированная с учетом денежного предложения, а также предложения самого золота, ошеломит трейдеров.
Аналитик с оптимизмом смотрит и на краткосрочные перспективы золота, признавая важность настроений и всеобщего восприятия. Он назвал такие целевые показатели, как $2.275 и $2.550 долларов.
Автор: Питер Рейган 8 января 2023 | Перевод: Золотой Запас
Источник: https://www.zolotoy-zapas.ru/news/market-analytics/eksperty-optimistichno-otsenivayut-perspektivy-zolota-na-2024-god/