Когда частные деньги последуют примеру центральных банков, скупающих золото, хватит ли драгметалла на всех? Питер Рейган анализирует и резюмирует обзор Аласдера Маклауда.
Аласдер Маклауд знаком с банковской системой изнутри и кое-что знает о ее состоянии и о том, как распознать проблемную систему. В беседе с Liberty and Finance Маклауд объяснил, что текущий банковский кризис идет «сверху», от центральных банков.
Эта история стара, как программы финансовой помощи: если бы обычный человек управлял своими деньгами так же плохо, как крупные банки, он остался бы без гроша. То же самое применимо при сравнении центральных и частных банков, говорит Маклауд, причем первые практически не подотчетны.
Помимо подотчетности им не хватает ликвидности.
Самое интересное, что, по словам Маклауда, центральные банки не столько покупают золото, сколько избавляются от бумажной валюты. Мы все слышали, что это называют диверсификацией или дедолларизацией. Возможно, это просто вежливый способ обойти проблему. На самом деле центральные банки используют бумажные деньги для покупки золота — и не только иностранную валюту, но и свою собственную.
Зачем им это? Как говорит Маклауд, чтобы найти ответ, нужно лишь обратиться к фундаментальным показателям золота. К 2025 году долг федерального правительства США будет составлять примерно $40 трлн долларов, в погашении которого оно абсолютно не заинтересовано. Политики могут говорить о сбалансированности бюджета, могут махать рукой на погашение долга. Вместо того, чтобы слушать, что они говорят, нужно следить за тем, что они делают. Найдите хоть одного избранного государственного чиновника, готового тратить меньше на своих избирателей.
Я не думаю, что федеральное правительство в состоянии погасить свой долг. По крайней мере, без действительно масштабных перемен. В четвертом квартале 2023 года выплаты процентов уже перевалили за $1 трлн долларов! Как известно, предпочтительным методом «погашения» долга правительства является инфляция.
С этой целью правительства ежегодно печатают триллионы, чтобы поддержать экономики с пониманием наступления инфляции и грядущего роста процентных ставок. По мере повышения ставок ускорится и печатание денег, что будет подпитывать инфляцию для компенсации долга и ослабления давления.
Несмотря на рост цен на золото за последние три года, Маклауд считает, что это еще не бычий рынок. На его взгляд, интерес к золоту разочаровывает, поскольку доля инвестиций в драгметалл как со стороны государственных, так и частных инвесторов очень низкая. По оценкам эксперта, из $150 трлн долларов глобальных сбережений менее 1% в настоящее время находится в золоте.
Когда инвесторы решат увеличить долю в золоте до 5%, 10% или даже 15%, где брать столько драгметалла? Даже для увеличения до 2% потребуется 23.000 т физического золота! Это 10% от драгметалла, добытого за всю историю человечества.
Мы уже знаем, как годовые закупки в 1.000 т в течение двух лет подряд влияют на золото — такое наблюдалось в официальном секторе. Поскольку центральные банки вряд ли прекратят покупки, как скоро за ними последует остальной мир?
Когда глобальные сбережения в размере $150 трлн долларов начнут диверсифицировать с помощью золота, как быстро и сильно вырастет цена на металл?
Упадет ли золото когда-нибудь ниже $2.000 долларов за унцию? Мы отметили, что цифры в медвежьих прогнозах становятся все выше. Вот цитата из исследовательского отчета:
Металл торгуется в диапазоне от $2.000 до $2.050 долларов, так как рынок адаптируется к ястребиной позиции Федеральной резервной системы и полагает, что первое снижение ставок произойдет уже только в июне 2024 года.
Другими словами, диапазон $2.000-$2.050 долларов стал чем-то обычным. Это само по себе можно считать триумфом золота, но на горизонте куда большие достижения. Аналитики Goldman Sachs сохраняют свой 12-месячный целевой показатель в $2.175 долларов, опираясь как на экономические, так и геополитические факторы.
Хотя в своем анализе Питер Оппенгеймер из Goldman Sachs не упоминал конкретно золото, он подробно описал эти экономические и геополитические факторы. В частности, одна из причин, по которой высокие процентные ставки больше не являются главным врагом золота, заключается в том, что их экономическое воздействие в виде высокой стоимости заимствований имеет тенденцию снижать цены активов, связанных с долгом. Растущий государственный дефицит, по его словам, также станет нормой в ближайшее десятилетие, пока стоимость самого суверенного долга не начнет вызывать сомнения. А вместе с этим и стоимость активов и валют, выпущенных соответствующими странами.
Оценка TD Securities еще более оптимистична: по прогнозу, в следующем квартале средняя цена на золото составит $2.200 долларов, а среднее значение за год — $2.081 доллар.
Последняя часть прогноза особенно интересна, поскольку отражает ожидания относительно закрепления цен на золото выше текущих уровней.
Отметка, которая не так давно казалась непреодолимой — $2.000 долларов — теперь выглядит как историческая веха, которую золото готово оставить позади.
Может ли Китай прекратить объявлять о закупках золота в ближайшее время? Возможно, да, а, возможно, нет. Некоторые считают январскую закупку в 10 т скромной по сравнению с предыдущими 14 месяцами. Однако, мнение о том, что Китай занижает данные о своих запасах, становится все более распространенным.
В то время как большинство аналитиков уверены, что центральный банк Китая действительно покупает золото каждый месяц, мало кто верит в ежемесячные закупки 10-20 т и в официальный золотой запас в 2.245 т. Исторически сложилось так, что опубликованные экономические показатели Китая не вызывают доверия. Сколько золота на самом деле есть у Китая и сколько он покупает каждый месяц, остается предметом ожесточенных дебатов.
Активность китайского официального сектора попала в новостные заголовки, но мы считаем, что поведение китайских граждан куда интереснее. В комментарии Джордж Миллинг-Стэнли из State Street Global Advisors сказал, что граждане Китая следуют примеру своего центрального банка.
Китай продемонстрировал одни из худших экономических показателей на начало года за всю историю. Аналитики GSC Commodity Intelligence назвали это новой эрой для золота. Китайцы покупают золото не из стремления к красивым ювелирным изделиям, а с целью сберечь благосостояние.
В GSC отметили, что выводить деньги за пределы Китая становится все сложнее, хотя это и раньше было не так легко сделать. И в столь нестабильной среде золото снова выходит на первый план.
Проще говоря, капитал утекает из-за инфляции. Золото достигло новых рекордных максимумов не только в падающих валютах, таких как иена и юань, но и в долларовом выражении. А также в евро и фунтах стерлингов.
GSC утверждает, что динамика в иностранных валютах в прошлом году была ключевым показателем того, куда двинется золото в долларовом выражении. И действительно, головокружительной динамике с декабря по январь предшествовала аналогичная картина в большинстве ведущих валют.
С тех пор золото продолжает расти в других валютах, и потому аналитики GSC уверены, что впереди нас ждут новые максимумы в долларах.
Автор: Питер Рейган 12 февраля 2024 | Перевод: Золотой Запас