Россия может больно ударить по Европе за попытку конфисковать замороженные на счетах финансы. Как заявляют знакомые с ситуацией источники, удар сначала придется по бельгийскому Euroclear, а затем по всей европейской финансовой системе.
Россия может привести к банкротству ключевого европейского депозитария ценных бумаг - бельгийской площадки Euroclear. Ответные действия, которые может предпринять наша страна на конфискацию замороженных активов, приведут к печальным последствиям. Чиновник, занимающийся проблемой конфискации замороженных активов России, в беседе с Reuters подчеркивает - в результате на грани краха окажется вся финансовая система.
Банкротство Euroclear подорвет финансовую стабильность всего Евросоюза и может привести к глобальному финансовому кризису, констатирует он.
Чего же так опасается еврочиновник? Все просто - ключевой европейский депозитарий может столкнуться не только с исками от ЦБ России, но и от многочисленных исков из Гонконга, Дубая, западных банков, также вовлеченных в цепочку финансовых отношений.
В результате такого наката Россия может полностью опустошить Euroclear, сетует чиновник. И если это произойдет, то закономерным образом Euroclear лишится ликвидности, у них отзовут лицензию, что приведет к общеевропейскому или глобальному финансовому кризису, ведь через площадку осуществляется управление капиталами объемом до €37 трлн по всему миру.
Стоит заметить, что кровожадностью наша страна, в отличие от санкционных воротил, вводящих против России всё новые и новые ограничения, не отличается. Как пояснил в беседе с Царьградом экономист, финансовый аналитик Михаил Беляев, Россия предлагала взаимовыгодный вариант, как разрешить случившийся коллапс с замороженными деньгами.
Фактически сейчас на балансе Euroclear все приобретённые нашими резидентами акции оказались заморожены - никаких операций, ни покупки, ни продажи, с ними делать нельзя. Хотя права на владение этими бумагами у резидентов остались.
Выход, предложенный Россией, элегантен и взаимовыгоден. В частности, российские инвесторы смогут продать заблокированные иностранные ценные бумаги нерезидентам за средства со счетов типа "С".
"Всё проводится в четыре этапа. Собираются заявки от наших владельцев ценных бумаг (на сумму не более ста тысяч рублей за пакет), из них собираются аукционные лоты, чтобы в каждый лот попадало примерно равное количество первоклассных бумаг. Затем собираются заявки от потенциальных иностранных инвесторов, а затем им осуществляется реализация этих лотов. Те платят за них деньги, и эти деньги поступают на счета наших граждан. Таким образом узел развязывается". - пояснил он.
Однако здесь возникают опасения, а не подпадет ли тот же Euroclear под вторичные санкции, не будут ли провалены все эти операции, не поставят ли крест на этом плане купли-продажи.
Очевидно, подчеркивает Беляев, что бельгийская площадка должна осуществлять свою операционную деятельность, в противном случае она придет к финансовой несостоятельности и должна будет прекратить своё существование.
Все это приведет к большим перекосам в европейском экономическом механизме, поскольку Euroclear крупная площадка. В результате весь этот финансовый клубок отразится негативно и на состоянии мировых финансов по принципу "домино".
При этом ключевой момент здесь даже не в том, что рынки будет трясти. Суть в том, что если механизм урегулирования будет отвержен, то может произойти подрыв доверия к финансовым операциям в целом.
Финансовые операции базируются на определённых правовых принципах, и главный правовой принцип - неприкосновенность права собственности. И если будут придуманы конфискационные меры, то право собственности будет нарушено. И произойдет действительно кризис мировой финансовой системы, потому что она вся базируется на доверии, подкреплённым правовым принципом - неприкосновенности права собственности,
- заметил эксперт.