Ещё в незапамятные времена человечество научилось использовать яды для борьбы со своими врагами. И речь не только о людях: ядовитые вещества стали применять и на растениях, чтобы защитить урожай от грибков, клещей и прочих вредителей. Так появились пестициды — главные помощники всех садоводов и агрономов.
Но какой может быть обратная сторона этой помощи? Так ли безопасны пестициды для человека? И можно ли отказаться от них в XXI веке, когда технологии ушли далеко вперёд? Обо всем этом ForPost рассказал доктор биологических наук, заведующий кафедрой молекулярной генетики и биотехнологий КФУ им. В.И. Вернадского Владимир Оберемок.
Быстрые или безопасные
Само слово «пестициды» образовано от латинских корней «pestis» и «caedo» и дословно переводится как «убивать заразу». Пестициды представляют собой ядовитые вещества, которые используются для уничтожения всевозможных вредителей и возбудителей болезней у растений.
«Пестициды необходимы, чтобы контролировать число вредителей, которые мешают вам получить урожай. Например, 30% предурожайной части и 10% постурожайной части уничтожается насекомыми, если не использовать против них инсектициды», — пояснил Владимир Оберемок.
По словам учёного, все пестициды по происхождению условно можно разделить на химические и биологические. Химические пестициды производятся на основе неприродных соединений и являются чуть ли не монополистами рынка, покрывая примерно 95% потребности. Оставшиеся 5% представлены биологическими пестицидами — препаратами на основе бактерий, грибов и вирусов.
Отдельную нишу в Крыму отводят инсектицидам — препаратам по борьбе с насекомыми.
Такой разрыв в пропорциях использования объясняется просто: по сравнению с биологическими пестицидами, химические действительно выигрывают во многом. Но у достоинств есть и обратная сторона.
«Химические пестициды завоевали рынок благодаря тому, что они дёшевы и быстро действуют. Однако при этом у них отсутствует избирательность действия, а также они способны накапливаться в экосистемах, потому что у них длительный период полураспада», — пояснил Владимир Оберемок.
Одним из самых продаваемых в мире пестицидов, по словам биолога, является имидаклоприд. Препарат эффективен в борьбе с тлёй, цикадами, колорадскими и хлебными жуками. В среднем, по словам доктора биологических наук, производители имидаклоприда получают от его продажи около миллиарда евро в год.
А вот биологические средства представляют для аграриев меньший интерес. Во-первых, они дороже. Во-вторых, действуют не так быстро, хоть и более избирательно. Для человека такие препараты относительно безопасны, но они могут просто не успеть спасти драгоценный урожай.
Без анализов не обнаружить
Пестициды, что закономерно, активно применяются и в Крыму. Здесь, как объяснил доктор биологических наук, чаще всего используют 4 типа соединений: инсектициды, акарициды, фунгициды и гербициды. Они помогают аграриям бороться с насекомыми, клещами, грибами и растениями, которые могут навредить урожаю.
«На европейском рынке найти следы пестицидов можно в 60% всех реализуемых овощей и фруктов. Я думаю, что у нас этот показатель отличается незначительно, если не находится на том же уровне», — предположил Владимир Оберемок.
Инсектициды спасают до 40% урожая.
Однако обнаружить следы смертоносных веществ самостоятельно у потребителя вряд ли получится. По словам учёного, это невозможно сделать визуально. Кроме того, накапливаемые в плодах соединения не наделяют их каким-то особым запахом. Поэтому помочь может только специальный анализ.
«В идеале, конечно, человек должен проводить анализ своей продукции, когда приносит её на рынок с целью продать. Но палитра пестицидов огромна, и определить можно не все. А принудить продавца делать тест продукции невозможно», — отметил биолог.
Опасная еда
Поэтому пища, которую мы едим, зачастую оказывается богатой на всевозможные опасные «добавки». Побочные эффекты от их попадания в организм человека могут быть очень разными, начиная от мигреней и тошноты и заканчивая серьёзными пищевыми отравлениями.
В долгосрочной перспективе постепенное увеличение концентрации ядов в организме может привести к ещё более серьёзным заболеваниям, предупреждает специалист. Например, пестициды способны спровоцировать онкологию, а также стоят в ряду факторов, вызывающих болезни Паркинсона и Альцгеймера.
«К примеру, если молекула ДДТ попала в ваш организм, то покинуть его ей сложно, а период полураспада составляет 10 лет. И все эти 10 лет она отравляет ваш организм, а вы тем временем продолжаете накапливать токсины из пищи», — поделился Владимир Оберемок.
Основная проблема химических пестицидов как раз состоит в том, что природа не понимает, как переработать молекулы подобных соединений, подчеркнул учёный. Поэтому вещества продолжают накапливаться в экосистеме.
При распылении пестицидов важно соблюдать все меры безопасности.
Доступные альтернативы будущего
Большинство специалистов сходятся во мнении, что перестать использовать пестициды, несмотря на их токсичность, человечество попросту не может. Для этого необходимы альтернативы, которые могли бы одновременно обеспечивать и безопасность, и эффективность. По словам Владимира Оберемка, учёные КФУ им. В.И. Вернадского работают над решением вопроса вот уже 15 лет.
«Единственное правильное решение — это объединить лучшие характеристики современных препаратов. Объединив доступность, быстродействие и избирательность, мы получим так называемый “инсектицид мечты”», — пояснил учёный.
Одним из вариантов, может быть, станут так называемые «ДНК-инсектициды» или олигонуклеотидные инсектициды, которые уже долгое время разрабатывают в крымском вузе. В основе этих препаратов лежит молекула ДНК: учёные подбирают фрагмент ДНК таким образом, чтобы инсектицид мог воздействовать только на определённого вредителя. Преимуществом такого подхода является его схожесть с природными механизмами.
«Такой инсектицид способен проникнуть через покровы насекомого в клетки его организма и вызвать его гибель», — пояснил биолог.
Сейчас ДНК-инсектицид может применяться против 20 видов всевозможных вредителей отряда полужёсткокрылых. В него, например, входят червецы, тля, щитовки. Выбор был для исследователей неслучайным: именно этот отряд насекомых считается самым вредоносным в мире. По словам Владимира Оберемка, 15% всего рынка инсектицидов производится для борьбы с полужёсткокрылыми.
В общем доступе эти средства пока не представлены. Впрочем, учёный уверен, что уже через несколько лет ДНК-инсектициды покажут себя в деле, и человечество сможет отказаться от использования опасных для здоровья химических пестицидов.
Читайте по теме: Может ли азиатская перелётная саранча истребить крымский рис?
Напомним, не так давно крымским учёным удалось обнаружить источник поступления токсинов в русло Салгира. Выяснилось, что из почвы между сёлами Белоглинка и Молочное запрещённый инсектицид ДДТ попадал в воду.
Елена Фокина
Фото: pxhere.com, pexels.com