Подсчёты на основе данных картотеки арбитражных дел свидетельствуют, что почти 1 тысяч российских компаний и ИП добиваются выплаты средств от представительства Google в Российской Федерации.
Всего заинтересованных сторон — около 970. Дело о банкротстве, в рамках которого подаются заявления о включении в реестр кредиторов, идет с июня 2022 года. Денежная задолженность Google перед заявителями на 22 августа превышает 20,1 млрд рублей, с тех пор, по наблюдениям, новых заявлений не подавалось.
Свои требования уже успели заявить многие известные компании, в том числе VK, «1С-Битрикс», онлайн-школа Skillfactory, «ВТБ Лизинг», «Вымпелком», владеющий брендом «Билайн», СКБ «Контур» и многие другие. Подавал заявление и российский офис EPAM Systems, который за это время стал RNT Group и чьи активы были куплены российским разработчиком «Рексофт».
Большая часть исков была связана с неоказанием услуг по размещению рекламы, которые Google приостановил после подачи заявления о банкротстве.
В мае 2022 года российская «дочка» Google выразила намерение обратиться в суд с заявлением о признании банкротства, заявив, что не может исполнять денежные обязательства. Арбитражный апелляционный суд ввел в отношении ООО «Гугл» начальную процедуру банкротства — наблюдение — в ноябре того же года.
Однако в заключении временного управляющего компанией, опубликованном на портале «Федресурс», говорится, что в ООО «Гугл» — российской «дочке» корпорации Google — выявлены признаки преднамеренного банкротства. Преднамеренное банкротство, согласно УК РФ, является преступлением. Уголовная ответственность по нему применяется, если действия или бездействие причинили крупный ущерб.
В материалах говорится, что в ситуации с Google рассматривались, в том числе его судебные тяжбы в РФ по удалению запрещенной информации, а также блокировки российских ресурсов на платформе YouTube. Выявлено, что действия по блокировке являлись субъективными решениями Google, которые не были основаны на предписаниях надзорных органов или на законодательных актах.
Что касается судебных дел по удалению противоправной информации, временным управляющим были выявлены признаки неисполнения судебных актов и неисполнения требований российского законодательства, так как Google не удалял эти данные. На этих основаниях в заключении отмечается, что причины, которыми Google описал невозможность продолжения деятельности в своем заявлении о банкротстве, вызваны сугубо действиями самой корпорации, и это свидетельствует о наличии у представительства в РФ признаков преднамеренного банкротства.