Идея собирать с экспортеров «курсовую ренту» может обернуться для российской экономики большими проблемами. Деструктивный характер инициативы очевиден, хотя на первых порах ее реализация поможет наполнить бюджет, считают эксперты.
20 сентября источники «Интерфакса» сообщили, что в правительстве рассматривается возможность введения экспортной таможенной пошлины, размер которой будет зависеть от курса рубля к доллару. При курсе в 80–85 рублей за доллар она составит 4%, 85–90 рублей— 4,5%, 90–95 рублей— 5,5%, выше 95 рублей— 7%. Под действие пошлины не попадут нефть, газ, зерно, лом металлов, лесоматериалы.
Источники издания говорят, что Минфин и Минэкономики предлагают ввести пошлины с 1 октября и до конца 2024 года.
Удар по маржинальности компаний
ТГ-канал «Экономизм» Алексея Кричевского отмечает, что с октября фактически планируется введение нового налога. Никак иначе это назвать не получается.
«Налог сильно ударит по маржинальности и отразится на дивидендах, в том числе госкомпаний. Вот только правда в том, что госкомпании сейчас - это нефтегаз, а туда эта история не зайдет», - говорится в комментарии канала.
Инициатива свидетельствует о непонимании финансового блока, как бороться с инфляцией и дешевым рублем. Товарные группы, которые попадут под повышенные пошлины, будут дорожать. Причем и на внутреннем рынке тоже.
Обозреватель Анатолий Несмиян прогнозирует, что с обновленными пошлинами экспорт будет стагнировать, станет менее конкурентоспособным. В результате это приведет к потере рынков.
Несколько вопросов к авторам
Экономист Никита Кричевский в комментарии к планам собирать с экспортеров курсовую ренту заметил, что слабый рубль – это проблема ЦБ и Минфина, а никак не экспортеров. То есть, снова принимаются решения в духе «бороться с плесенью вместо сырости». Причины девальвации национальной валюты на официальном уровне до сих пор не названы.
Непонятно, как при курсовых колебаниях повышение пошлин будет коррелировать с внешней конъюнктурой. Например, когда внешние цены на товары будут снижаться.
Со снижением конкурентности российских товаров, экспорт будет снижаться, и это приведет к ухудшению торгового баланса и к снижению поступления валюты, что ударит и по курсу, и по инфляции.
Вероятно, экспортеры не захотят мириться со снижением прибылей, поэтому будут снижать себестоимость, в том числе за счет снижения зарплат. «Дальше - вероятное снижение номинальных и реальных доходов, рост безработицы и новый виток пресловутого кадрового голода», - представил один из сценариев Кричевский.
Предлагаемая мера не окажет позитивного влияния на курс рубля. На валютном рынке всё так же останутся неизвестные крупные покупатели валюты, провоцирующие приступы ослабления рубля.
Снижению оттока капитала мера тоже не поспособствует. Скорее наоборот – увеличит, спрогнозировал эксперт.