– Рафгат Закиевич, около 9 лет вы проработали мэром города Набережные Челны. Как вы охарактеризуете тот период своей жизни?
– Если подвести вкратце итог, то это были самые яркие, самые сложные, самые приятные годы в моей жизни. Мы с командой полностью служили людям, и они нас благодарили – это была самая высокая награда. Работа на результат – это все, что я в этой жизни хотел, получил и получаю.
– Потом была работа в федеральном министерстве и Совете Федераций. Очень часто люди, долгие годы занимающие должности, не хотят терять статус, превращаться в обычных пенсионеров. Как вы справились с этим переходом?
– Переживаний по поводу ухода на отдых у меня абсолютно не было. Во-первых, понимал, что всю жизнь работать не будешь. Во-вторых, осознавал, что на этих должностях сделал все максимально. Ушел очень спокойно. С чем это связано? Думаю с тем, что я – не слабый человек и знаю себе цену, полон сил и желания многое еще сделать. Это придает уверенность, что я всегда могу пригодиться в любой отрасли. Поэтому у меня спокойно на душе.
Что касается работы в Минсельхозе, то там трудился с удовольствием в режиме «24 на 7». Я отвечал за отрасль тракторного сельхозмашиностроения и вообще за механизацию сельского хозяйства. Мы практически возобновили деятельность заводов по выпуску нужной техники и более-менее материально оснастили страну. Когда сегодня слышу новости об урожае зерна в более чем 100 миллионов тонн, то считаю это результатом деятельности нашей команды. В Совете Федерации на разных ответственных должностях приложил свои силы для того, чтобы приблизить законодательную власть к регионам, развить законотворчество в России. Многие инициативы региональных властей стали преобразовываться в законы. Да, есть что вспомнить.
– Как удается жить на два города?
– Москва – серьезный город, я продолжаю там работать. Считаю, что человек не должен резко тормозить на своем пути, уходить в глухую пенсию, ведь ни к чему хорошему это не приводит. Я категорически не согласен с распространенным мнением, что пенсия дается для отдыха. Такой подход для меня неприемлем. Я с утра четко знаю, чем буду сегодня конкретно заниматься, с кем назначена встреча, на какую тему пойдет дискуссия. Сидеть у подъезда на скамейке, ходить на рыбалку – это не мое. Чем плотнее ты занимаешься делом, тем дольше и интереснее будешь жить. Надо делать все, чтобы напрягать мозги, быть в движении.
– Что для вас Набережные Челны? Насколько комфортно вам здесь? Какие преимущества нашего города вы бы выделили?
– Во-первых, в свое время мы сделали так, чтобы город был одним из самых благоустроенных, с особой атмосферой в парках, на улицах, площадях. Думали не только о хлебе насущном, но и о духовной пище. Во-вторых, архитектор Рубаненко изначально все спроектировал так, что у нас широкие проспекты, практически нет окраин. Везде, куда бы ни заехал, испытываешь чувство радости и хорошее настроение от современного благоустройства и культурного содержания. Когда я был мэром, каждое утро объезжал комплексы, проверял, все ли в порядке, чтобы челнинцы, идя на работу и учебу, могли сказать нашему автограду: «Здравствуй, дорогой!».
– Вы живете в городе или за городом? Чем наполнен сейчас ваш день?
– Я живу в городе в квартире. Хотя кто-то и считает, что я выстроил загородный дворец. Его у меня нет. Живу нормально, и мои дни заняты делами. Ко мне обращаются многие за советом, к примеру, на тему развития бизнеса, да и других проблем. У моего поколения большой опыт. Я всегда готов помочь людям и не обделен их вниманием. Меня достаточно хорошо знают в Татарстане, в Казани: узнают, здороваются, охотно общаются. Считаю, что чего-то в этой жизни достиг, если люди до сих пор мне доверяют, уважают, почитают.
– Как вы поддерживаете физическую форму и здоровье?
– Люблю пешие прогулки. Практикую умеренные упражнения – эту систему нагрузок перенял от известного в мире конструктора авиадвигателей Микулина. Зарядка на полчаса, очень простая, но эффективная. Считаю, что человеческий организм устроен так, чтобы все в нем гармонично поддерживалось. Гири, штанги, бег – тоже в свое время практиковал, а сейчас должна быть размеренность. Для души – дача. Там тоже есть работенка, надо поддерживать порядок на участке.
– Вы выглядите очень модно. Откуда в человеке, родившемся и выросшем в деревне, такая тяга к стилю? Вы пользуетесь консультациями специалистов?
– Зачем мне стилист? В нашей семье росли три сына, и родоначальницей нашего внешнего вида являлась мама. У нее было врожденное чувство стиля, она всегда прекрасно выглядела. Мама работала в муниципальных органах – сельском совете, немного в сфере торговли. Благодаря ее инициативе мы рано, еще в школе села Старый Кувак Лениногорского района, надели классические костюмы и галстуки. Не скажу, что я сильно слежу за модой, но интуитивно понимаю, что мне подойдет. В свое время смело носил пиджаки нестандартного цвета – бордовые, зеленые, серые в клетку. У меня есть и бабочки, и смокинги, и большая коллекция галстуков. Сейчас от их ношения отказываются, поскольку пришел тренд на свободный стиль, имеющий право на жизнь и свидетельствующий о самодостаточности. Так что я сам себе стопроцентный стилист, могу в этом вопросе и другим быть советчиком.