Холодная война стала причиной того,что страны-антагонисты все время наращивали свой военный потенциал, получая на вооружение все новую и новую технику и
оружие. Не остался в стороне и флот.
В 1957 году в США появилась атомная торпедная подводная лодка «Сивулф» с реактором на жидкометаллическом теплоносителе; в 1958—1959 годах — атомные субмарины «Сарго», «Сидрегон», «Скейт» и «Сордфиш», в 1960 г. — «Таллиба» и «Хэлибат», вооруженные новыми гидроакустическими средствами и турбоэлектрическим приводом гребного винта. «Д. Вашингтон» - первый американский атомный подводный ракетоносец - вышел на боевое патрулирование в 1960 году. На его борту находилось 16 баллистических ракет «Поларис». В 1965 году американцы создали малошумную атомную подводную лодку «Джек», а с 1959 по 1967 годы 5 атомных субмарин типа «Д. Вашингтон», 5 — «Этен Аллен» и 31 — «Лафайет». Именно в 50-е годы американцы создали и атомную субмарину, целью которой была охота на советские подлодки. Именно их и начали называть в обиходе «убийцами подводных лодок».
Первая лодка этого класса получила название «Трэшер» и имела бортовой номер SSN-593. Работы над ней начались в 1958 году в Портсмуте, хотя на воде она оказалась только через 2 года. Название лодки символическое: несмотря на то, что дословно «трэшер» — это «молотилка», именно так называют и небольшую акулу, которая охотится на рыб, предварительно оглушив их своим хвостом.
Основным предназначением субмарины стало обнаружение, слежение, уничтожение крупных целей противника. Для этого на ее оснащении имелась мощная гидроакустическая станция, четыре торпедные установки, снаряженные торпедами с ядерными боеголовками и с 50-километровой прицельной дальностью.
Почти год еще ушло на устранение недоделок и испытания. «Трэшер» бороздила воды Атлантики и Карибского моря, проводила стрельбы. Пробовали спровоцировать отказ атомного двигателя для дальнейшей работы на дизель-генераторе (с этим, кстати, ничего не вышло: генератор сломался, и экипаж пришлось эвакуировать). Проверяли и на стойкость к подводным взрывам, забрасывая субмарину глубинными бомбами. Это испытание экипаж и лодка прошли достойно: все полученные повреждения экипаж исправлял прямо по ходу продвижения.
Прекрасно подготовленный экипаж возглавлял капитан-лейтенант Джон Уэсли Харви, который до этого нес службу на легендарном «Наутилусе» – атомной подводной лодке, которая первой в мире покорила Северный полюс.
На свое последнее испытание лодка отправилась весной 1963 года. Ей предстояло показать свои возможности на глубине: несмотря на то, что тогда лодки в основном погружались не больше чем на 100 метров, создатели субмарины-убийцы планировали опуститься на 300-330 метров. Поскольку ничего кроме погружения не предвиделось, «Трэшер» все свое вооружение оставила на берегу. А вместо этого, кроме экипажа, в море вышли и представители штаба, инженеры, строители — всего 129 человек. Подлодку также сопровождал спасательный океанский катер «Скайларк», целью которого было отгонять в сторону попутные и встречные суда, так как один раз уже подлодку, стоящую в порту Канаверал, случайно протаранил буксир. И это был не единичный случай: например, подводную лодку ВМС США “Бергом” протаранил эскадренный миноносец “Норрис”. Лодке, правда, удалось всплыть. В 1955 году при всплытии столкнулись эскадренный миноносец и подводная лодка США “Дайабло”. Эсминец потерял ход и был с большим трудом прибуксирован в базу. В 1958 году эсминец “Сильверстейн” протаранил подводную лодку “Стикблэк”.
Кроме того, «Скайларк» был оснащен спасательной капсулой, правда, рассчитанной всего на 260 метров.
Прибыв на место погружения, в 07.00 «Трэшер» начала спуск под воду. В информации, переданной с субмарины, сообщается, что лодка успешно преодолела 120 метров, потом — 160 метров, потом сообщили о приближении к отметке 330 метров. После сообщения о незначительных трудностях в 09.14 связь пропала. Безуспешно вызывая субмарину, катер услышал характерные звуки, которые один из членов экипажа, ранее служивший на подводной лодке, определил как треск разваливающегося корпуса.
Вызванная по тревоге
авиация не нашла никаких следов субмарины, если не считать огромного маслянистого пятна на поверхности воды в месте ее погружения. Узнать, что в самом деле произошло на глубине двух с половиной тысяч метров, не было никакой возможности.
Почти через 20 лет после трагедии океанографом Робертом Баллардом был разработан глубоководный аппарат. С его помощью ученый собирался обнаружить следы «Титаника» и обратился за помощью к Военно-морским силам США. Они согласились, но попросили посодействовать и отыскать следы «Трэшера» и «Скорпиона» — подлодки, погибшей в 1968 году. Когда в 1985 году удалось получить снимки затонувшего «Трэшера», стало понятно, что лодку действительно разорвало на куски.
Часть обломков удалось поднять. Эксперты установили, что в системе охлаждения реактора для соединения трубок должна была использоваться серебряная пайка, а использовалась сварка. Поэтому на глубине система не выдержала, что привело к остановке реактора. В результате неуправляемая лодка неуклонно шла ко дну, пока под давлением не разрушился ее корпус.
Позже у испытателей, правда, появились вопросы, на которые американские ВМС так и не удосужились дать ответ. Например, почему испытания проводились именно в месте, где 2,5-километровая глубина заранее, в случае неудачи, похоронила бы экипаж вместе с лодкой, вместо того чтоб погрузиться во впадину, глубина которой не намного бы превышала требуемую, то есть максимум 330-метровую?
По мнению некоторых исследователей, существуют две основные причины гибели судов: недоработки конструкторов и пресловутый человеческий фактор. Например, как объяснить тот факт, что во время пожара 1958 года на 132-метровой глубине на легендарном «Наутилусе» нашлось только 4 противодымные маски, а противопожарных средств не было вообще. Если бы лодка находилась во льдах и не смогла выйти на поверхность, открытие Северного полюса пришлось бы отложить на несколько лет.
Конечно, все недоработки были тщательно исследованы и американцами, и другими мировыми лидерами в области подводного кораблестроения. На сегодняшний день основными причинами аварий являются: в 49% - навигационные проблемы, в 31% - аварии энергетических технических средств, в 16% - взрывы и пожары, в 4% - разные другие причины.
Интересен и такой факт: на 100 атомных подводных лодок в российском
флоте приходится около 20 аварий, а в американском - около 30. Но вряд ли такая цифра может особо радовать, ведь за любую аварию, может оказаться, придется расплачиваться жизнями людей. Вспомните «Курск»...