Простая находка чужой вещи может перерасти в кражу, если человек уничтожает с нее данные, позволяющие установить настоящего владельца. Таким образом подтверждается умысел на хищение, которое является преступлением. Такое разъяснение в своем постановлении дал Конституционный суд России. Документ опубликован в понедельник, 16 января.
Орган судебной власти проверил положения гражданского и уголовного кодексов страны касательно находок. Поводом для этого стала жалоба двух граждан, которые в разное время и в разных местах оказались в аналогичных ситуациях. Оба нашли на улице чужие мобильные телефоны и решили оставить их у себя, не пытаясь найти владельцев и вернуть их собственность.
И одного, и второго суды признали виновными в краже, так как присвоение найденной вещи лицом, которое сознает право на нее другого человека, связано с признаком нечестности. Оба гражданина с этим не согласились и обратились с жалобами в КС РФ.
Конституционный суд признал оспариваемые положения ГК и УК соответствующими Конституции, но при их правильном толковании. Так, если человек нашел чью-то вещь, но не заявил о находке, не стал искать собственника, это не образует признаков преступления, хотя и говорит о гражданско-правовом нарушении. Если вместе с этим гражданин еще и прячет или уничтожает признаки, с помощью которых можно было бы индивидуализировать или найти владельца (например, вытаскивать сим-карту, снимать чехол, удалять фотографии), то такое поведение будет говорить об умысле на хищение.
Судебные решения по делам обоих граждан, которые обратились с жалобами, подлежат пересмотру.
Кража, то есть тайное хищение чужого имущества, наказывается штрафом до 80 тыс. рублей, в размере зарплаты или другого дохода осужденного за временной период до шести месяцев. Вместо штрафа за кражу могут назначить обязательные, исправительные, принудительные работы, а также арест и даже лишение свободы на срок до двух лет.