Владимир Путин пригласил президента Азербайджана Ильхама Алиева и премьер-министра Армении Никола Пашиняна в Россию на трёхсторонний саммит по мирному урегулированию.
Активность РФ в данном направлении закономерна — Москва заинтересована в сворачивании военной напряжённости в регионе. Однако активизировалась там не только Россия.
Рост активности дипломатии Запада вокруг Нагорного Карабаха сейчас имеет конкретную цель — вытеснение Москвы с традиционной позиции ключевого модератора. Их переговоры также нацелены на мирный договор между Арменией и Азербайджаном. И если он будет подписан, то создастся только видимость мирного урегулирования. Целый комплекс ключевых противоречий между Баку и Ереваном не будет снят.
Недавняя встреча в Праге с участием Шарля Мишеля (чиновника ЕС), а также президентов Макрона и Эрдогана в некотором смысле стала сенсационной. По её итогам азербайджанская и, главное, армянская стороны подтвердили, что по-прежнему привержены «Уставу ООН и Алма-Атинской декларации от 1991 года».
Разумеется, Баку и Ереван истолковали эти результаты по-своему. Баку интерпретировал их в качестве готовности Еревана к признанию азербайджанского суверенитета над Арцахом. Ереван в свою очередь указывает на референдум 1991 года, который к моменту подписания декларации уже прошёл в регионе и обозначил его выход из состава Азербайджана, и ситуацию на тот момент надо фиксировать именно так.
Кроме того, ещё одним результатом встречи стало одобрение официальным Ереваном размещения вдоль армяно-азербайджанской границы гражданской миссии Евросоюза. Миссия должна начать действовать с октября сроком на два месяца. Её целью обозначено некое «укрепление доверия и помощи пограничным комиссиям посредством своих докладов».
Естественно, такая расплывчатая формулировка вызывает вопросы. Что у миссии будет за юридический статус? Почему миссия будет действовать только с одной стороны этой границы? К чему будут обязывать итоги её работы? При том, что граница сейчас не легитимирована, и вдоль неё идут периодические столкновения. Неясно даже, в какой мере Азербайджан согласен с ней сотрудничать. Но, главное, каким образом эта миссия поспособствует миру?
Складывается впечатление, что единственной задачей всего этого является перехват инициативы у РФ в пользу западной дипломатии. И это самоцель — просто закрепиться на позиции медиатора в регионе. Разумеется, целью провозглашается мирный договор. Но, опять же, в озвучиваемом формате он не решает вообще никаких вопросов между Арменией и Азербайджаном и в первую очередь не решает Карабахский вопрос. Арцах пока что ощущает относительную безопасность, но исключительно благодаря наличию российских военных. А от Запада он не видит ничего.
Баку декларирует готовность к интеграции армянского населения в азербайджанскую правовую и административную структуру. Но это на словах. На деле никто эти обещания всерьёз не воспринимает. Да и выглядят они полностью неопределённо: ни механизмов такого мирного встраивания, ни гарантий безопасности. А такое грозит новыми исходами населения Карабаха, если вдруг российские миротворцы уйдут.
Предлагаемый Западом мирный договор совершенно не предполагает какого-либо решения территориального вопроса. А вот Россия нацелена именно на это. Вывести её из данного процесса Западу будет крайне сложно. Именно это и показывает грядущая встреча в Москве. Россия заинтересована в ликвидации дефицита мира в регионе. Запад заинтересован в других вещах. Что выберет сам регион — посмотрим.
Читайте по теме: Россия, Америка и Арктика: каковы риски для нашей страны
Павел Кухмиров