Совет ООН по правам человека 6 октября по итогам голосования стран-участниц принял решение не обсуждать доклад Верховного комиссара организации по правам человека о ситуации с лагерями для мусульман в китайском Синьцзяне.
Предложение провести дебаты о предполагаемых нарушениях прав в отношении уйгуров-мусульман и других этнических меньшинств в Синьцзян-Уйгурском автономном районе предложили Великобритания, Турция, США и другие, в основном западные страны.
В Совете по правам человека, состоящем из 47 государств, 17 стран проголосовали «за», 19 «против» и 11 воздержались при голосовании за проведение дебатов по Синьцзяну на его следующей сессии в марте. Против обсуждения проголосовали Казахстан, Узбекистан, Пакистан, Объединенные Арабские Эмираты, Катар, Китай, Непал, Индонезия, Камерун, Эритрея, Габон, Кот-д'Ивуар, Мавритания, Намибия, Сенегал, Судан, Боливия, Венесуэла и Куба.
Считается, что многие развивающиеся страны в совете опасались публично бросить вызов Пекину, боясь поставить под угрозу китайские инвестиции.
Посол США в Совете ООН по правам человека Мишель Тейлор заявила, что просьба о проведении дебатов была направлена просто на то, чтобы «предоставить нейтральный форум для обсуждения».
После голосования министерство иностранных дел Китая выступило с пространным заявлением, в котором говорилось, что «в течение некоторого времени США и некоторые другие западные страны дезинформировали общественность о Синьцзяне и стремились к политическим манипуляциям во имя прав человека просто для того, чтобы очернить имидж Китая и сдержать развитие Китая».
Некоторые ведущие группы по защите прав человека выразили разочарование, но пообещали продолжать работать на благо жертв злоупотреблений в отношении уйгуров и других лиц в Синьцзяне.
«Сегодняшнее голосование защищает виновных в нарушениях прав человека, а не жертв — тревожный результат, который ставит главный орган ООН по правам человека в фарсовое положение, игнорируя выводы собственного Управления ООН по правам человека», — заявила генеральный секретарь Amnesty International Агнес Калламар.
«Молчание тридцати государств-членов — или, что еще хуже, блокирование дебатов — перед лицом зверств, совершённых китайским правительством, еще больше подрывает репутацию Совета по правам человека», — добавила она.
Президент Всемирного уйгурского конгресса Долкун Иса выразил разочарование тем фактом, что мусульманские страны, в частности Индонезия, Пакистан и Катар, проголосовали против этого предложения, и назвал это «катастрофой» и «действительно разочаровывающим». Иса также заявил, что «международное сообщество не может оставить без внимания жертв уйгурского геноцида». В отчете Управления ООН по правам человека жестокое обращение с живущими в Синьцзяне уйгурами не упоминается как геноцид, но в некоторых западных странах это так.
С 2017 года из Китая поступают сообщения о притеснениях тюркоязычных коренных народов, исповедующих в основном ислам, о принудительной отправке уйгуров, казахов и других в «лагеря политического перевоспитания», изъятии у них паспортов, помещении под так называемые домашние аресты.
Бывшие узники таких «лагерей» рассказывали о систематическом насилии и унижении, которому их подвергали в заключении, в том числе о сексуальном насилии, случаях принудительной стерилизации. Страны Запада называют происходящее в Синьцзяне геноцидом.
Пекин все обвинения отвергает и называет лагеря «центрами профессиональной подготовки», созданными ради борьбы с экстремизмом и терроризмом.
Недавно ООН представила доклад, в котором заявила, что в Синьцзяне имели место «серьезные нарушения прав человека, которые могут расцениваться как преступления против человечности». Эксперты обнаружили, что в системе «лагерей перевоспитания» Синьцзяна по крайней мере с 2017 по 2019 год имели место «систематически повторяющиеся крупномасштабные произвольные задержания».
Ссылаясь на десятки интервью с очевидцами, авторы доклада подробно описали систематические пытки и другие формы «жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство» обращения, а также «заслуживающие доверия» утверждения о сексуальном и гендерном насилии, включая изнасилования.