США не будут размещать на Украине свои ракеты и готовы письменно подтвердить соглашения по безопасности с Москвой, если стороны придут к таковому. С таким заявлением накануне выступил президент Джо Байден. Фактически американский лидер признал: в ближайшем будущем НАТО отступит от притязаний на Украину. Что это дает Москве и какая роль уготована Киеву, "Газета.Ru" разбиралась вместе с политологами.
Американский президент Джо Байден обратился к нации 15 февраля. Часть его речи была предназначена для российской аудитории. "Вы нам не враги", - заверил Байден. Речь политика была выдержана в миротворческом духе, а некоторые идеи отвечали фундаментальным требованиям Москвы по безопасности в Европе.
"У США и у НАТО нет ракет на Украине. У нас нет планов их там размещать", - сказал американский лидер.
В то же время Байден отметил: дверь в североатлантический альянс добровольно никто не закроет.
"Мы не поступимся своими основными принципами. Страны имеют право на суверенитет и территориальную целостность, они вольны устанавливать свой курс и выбирать тех, с кем ассоциироваться", - подытожил президент США, заканчивая свое выступление.
Выступление Байдена можно воспринимать как ответ на высказывания российского президента Владимира Путина. В декабре он, объясняя представленные Москвой предложения по безопасности, выразил опасения по поводу развертывания на территории Украины американских гиперзвуковых ракет.
Буфер, внеблоковость или нейтралитет?
Байден лишь повторил то, о чем американцы заявляли в последние месяцы, но более конкретно, полагает главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов. По его словам, российско-украинское урегулирование будет обсуждаться до тех пор, пока Москва и Вашингтон не решат политический вопрос с дальнейшей судьбой НАТО в Восточной Европе.
Что же касается места Украины в новой конфигурации региональной безопасности Европы - теоретически возможно все, считает Лукьянов.
"Нейтральный статус или гарантия внешних сил - возможны разные варианты. До сих пор никто не хотел этого обсуждать, потому что Киев избрал курс на членство в НАТО. Пока Украина от этого не отступает.
Если большие игроки достигнут другой фазы взаимопонимания, решат для себя, что Украина должна быть промежуточной, буферной или нейтральной территорией и будут скоординированно внедрять это в сознание украинского руководства, тогда идея пустит корни", - заявил Лукьянов.
Программный директор клуба "Валдай", профессор МГИМО Олег Барабанов выразил схожее мнение. Эксперт обратил внимание, что еще президент Франции Эммануэль Макрон призывал западные страны прислушаться к озабоченностям России по Украине. Однако здесь надо четко разделять позицию коллективного Запада по НАТО, где он не готов идти на уступки, и по Украине, где "прозвучала подвижка во мнениях".
"Макрон говорил о разных сценариях нейтрального статуса для Украины, хоть это и противоречит конституции страны, в которой закреплен курс на полноправное членство в Европейском союзе и НАТО. В краткосрочной перспективе, если информационная война закончится, то это уже будет плюсом. Значит, есть поле для переговорного процесса", - заявил Барабанов.
Профессор МГИМО считает, что определить место страны в обновленной системе региональной безопасности под силу и самой украинской элите.
"Украинской политической элите надо понять, что ее используют как пешку для конфронтации с Россией, и это может обернуться колоссальными экономическими потерями. Есть шанс, что Киев со временем займет умеренную позицию и не станет эскалировать медийную истерию вокруг войны. В целом, понятно, что кризис не решен.
И все же нейтральный статус - это идеальная утопия, которая не реализуется. Геополитическая борьба за влияние на Украину продолжится", - резюмировал эксперт.
Руководитель отдела Европейской безопасности Института Европы РАН Дмитрий Данилов напомнил в беседе с "Газетой.Ru", что Украина все еще является членом ОБСЕ - региональной организации, которая объединяет европейскую систему безопасности.
"Украина будет играть там такую же роль, как и любое другое государство. Ни о каких "буферных" государствах речи не идет", - объяснил Данилов.
Основная проблема, по словам эксперта, заключается в том, что с формированием парадигмы взаимного сдерживания в 2014 году Украина оказалась в центре конфронтации двух "военных машин" - России и НАТО.
"Это не просто столкновение двух военно-политических сил. В регионе образовался вакуум политического диалога, который позволял бы переводить конфликтность военно-политическую в русло политико-дипломатических отношений, - сказал Данилов. - В контексте взаимного сдерживания между Западом и Востоком, Украина по существу оказывается заложником процесса. Вместе с этим страна вынуждена занимать в этом конфликте важную позицию. Сначала Киев превратился в форпост борьбы Запада с Россией. Но потом выяснилось, что они не просто форпост, а первая цель".
Данилов напомнил, что Россия в свое время предлагала Украине внеблоковый статус, но чтобы реализовать эту опцию, необходима политическая воля Киева и негласная поддержка его западных партнеров.
"Внеблоковость Украины - это выход для всех. И Запад это тоже понимает. Никто не хочет войны, и никто не хочется скатываться в воронку военной конфронтации, что сейчас и происходит",
- заявил Данилов.
Останется с Западом
Эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер имеет другую точку зрения. По его словам, Украина в сегодняшнем виде "обязательно останется в сфере влияния коллективного Запада".
"Никаких сомнений нет. Сама по себе идея гарантий непринятия Украины в НАТО кажется немного наивной. Вне зависимости от этого ситуация в целом сохранится", - отметил Брутер.
С ним солидарен заместитель председателя комитета Госдумы по обороне Юрий Швыткин.
"В любом случае, страны Запада не отступят от Украины. Как они будут ей манипулировать - вопрос философский. Но то, что они продолжат использовать страну в своих интересах в вынашивании агрессивных планов России, очевидно", - поделился политик своим мнением с "Газетой.Ru".