В редакцию «Ферганы» поступило письмо известной в Кыргызстане правозащитницы и общественного деятеля Токтайым Уметалиевой. Оно посвящено судьбе некоего Абдуллы Юсупова, который в период до и после апрельских событий сотрудничал с руководством партии Ата-Мекен. Впоследствии его разоблачения привели к скандалу в парламенте Кыргызстана, поскольку Юсупов обвинил партийных лидеров причастности к мародерству в ночь с 7 на 8 апреля в Бишкеке. В настоящее время он осужден по одному из уголовных дел, и его ждут еще два судебных процесса. Приводим письмо правозащитницы без изменений.
«Президент Кыргызской республики Алмазбек Атамбаев поставил две стратегические задачи, которые должны обеспечить права наших граждан. Первая - борьба с коррупцией, а вторая - реформирование судебной системы. Судебная реформа – это основа безопасности государства и гарантия соблюдения прав человека.
Однако эта система, на мой взгляд, в сегодняшнем Кыргызстане подконтрольна одной политической партии почти на всех уровнях – «Ата-Мекену». Если точнее, то даже не самой партии, ее хозяину. Ни для кого не секрет, что это Омурбек Текебаев. Всех, кто с ним не согласен, он из партии быстро выживает.
В дополнение к этому он контролирует ряд высших чиновников в МВД КР. Они готовы загрузить нужную чашу весов фемиды тем материалом, который угоден хозяину.
Я говорю не голословно, а готова это доказать. Возьмем резонансное дело по «мародёрству в апреле 2010 года». Абдулла Юсупов, Шергазиев, Оморов, Тологонов . и другие привлеченные как свидетели и подозреваемые в течение 4-х лет из-за отсутствия обвиняющих и свидетелей, явку которых так и не смогла ни разу госпожа Салянова в свою бытность генпрокурором «обеспечить», содержались в следственном изоляторе.
Все ходатайства в защиту интересов задержанных при стопроцентном обязательном удовлетворении ловко отклонялись коллегиями во главе с бессменным, почему-то в этом деле несменяемым председателем Турганбековым (заместитель председателя Верховного суда Кыргызстана. – Прим. «Ферганы»). И это несмотря на истечение предусмотренных законом сроков рассмотрения дела, на просрочку в мыслимых и немыслимых размерах. Все бы это еще было бы терпимо, не только же с ними одними так поступают, скажет обыватель. Если бы не одно «но».
В начале июня нынешнего года задерживают проходящего по делу Юсупова полковника А.Акжолова, находящегося под домашним арестом, якобы с оружием и наркотиками. Задержание производится по линии ГСКН. Доблестные оперативники переламывают ему при этом все, человек остается чудом жив. Испугавшись, опера-наркоконтролеры везут его в бессознательном состоянии в 4-ю горбольницу сами. И в момент, когда он находится в бессознательном состоянии, Свердловский суд изменяет ему меру пресечения на взятие под стражу. Все действия их зафиксированы Комитетом по предотвращению пыток. Потом, боясь раскрытия своего преступления, всеми правдами и неправдами при поддержке опять же своих «свердловских» судей, Акжолова с переломами и гематомой мозга и с практически полной потерей памяти водворяют в СИЗО №1. Его состояние ухудшается и его в таком состоянии, еще не осужденного с гематомой и воспалением переломов костей лица переводят в 47 колонию.
Буквально через полторы недели после его линчевания происходит поджог и кражадокументов по делу о мародерстве в Чуйском областном суде. Вскоре тех, кто документы выкрал, находят. В это время А.Юсупов находится в так называемой «закрывашке», в СИЗО№1, под усиленным контролем и круглосуточным видеонаблюдением.
К Акжолову подсаживают одного из задержанных и подозреваемых в краже документов. Подвергают повторному насилию для дачи показаний на одного из противников Текебаева, но даже настолько истерзанный Акжолов не идет на это.
Далее следователи ГУВД в качестве заказчиков похищения документов из суда называют самих Акжолова и Юсупова. Чтобы увести, по моему мнению, след от истинных исполнителей заказчиков. За день до кражи в Чуйском суде, креатура Ата- Мекена судья Жаныл Мамбеталы, незаконно лишает меня права участвовать в идущем уже почти год процессе в городском суде в качестве представителя Юсупова и Оморова. Внезапно они решили, что мой ордер поручения незаконен, хотя ранее считали его вполне законным. А я просто выразила возмущение в связи с тем, что по одним и тем же подсудимым городской суд и Чуйский областной суд назначает заседание в один день. Хотя об этом в судах были заранее оповещены.
Через неделю после этого в срочном порядке в течении 15 минут с дежурным адвокатом в горсуде выносят решение, не исследовав даже десятой части дела. Известная тактика, разработанная господином Турганбековым - зампредседателя ВС КР и протеже Текебаева.
Пока что ни МВД КР, ни сотрудники следственного управления ГУВД Бишкека так и не ответили на вопрос, какой смысл был Акжолову и Юсупову похищать или уничтожать материалы дела, которые, по их мнению, свидетельствовали в пользу их невиновности. Именно такими были материалы, украденные из Чуйского облсуда. По крайней мере, их адвокатам не дают ознакомиться с уголовным делом о похищении документов.
Между тем, давление на Акжолова и Юсупова продолжается. 16 сентября 2015 года в 15:30 в отношении Абдуллы Юсупова и Абдували Акжолова, которые и так сидели в тюрьме, был составлен протокол о задержании следователем Эрматовым, согласно ст. 94 УПК КР. Следователь Эрматов ходатайствовал перед судом об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей. В своем ходатайстве он указал, что Юсупов А. и Акжолов А., ранее судимые за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, содержащиеся под стражей в следственном изоляторе, могут связаться по телефону с другими соучастниками преступления. «Для ограничения телефонных разговоров и других связей в учреждении № 21, а также для быстрого всестороннего и объективного расследования, для ограничения воспрепятствования Юсупова А. на ход следствия, прошу взять их под стражу в учреждении № 50 уголовно– исполнительной системы Кыргызской Республики находящийся в Чуйской области, Аламединском районе в селе Нооруз сроком на два месяца», - написал он. То есть до 16 ноября 2015 года их перевели в колонию.
Прокурор поддержал данное ходатайство. Интересно, если подследственные могут, находясь под круглосуточным наблюдением, получать мобильные телефоны и звонить, куда пожелают – где тут ответственность руководства ГСИН, ответственность родного брата депутата от «Ата-Мекен» Калматова, который «всего-то» является начальником СИЗО? Почему их не привлекают к ответственности?!
Защитник Юсупова и Акжолова А.Мамбетакунов в судебном слушании заявил о тяжелом заболевании Акжолова (после таких-то побоев!), который на тот момент содержался на лечении в колонии № 47. Это исключало его отправку в другую колонию. Задержание в соответствии со ст. 94 УПК КР он посчитал незаконным, то же самое в отношении А.Юсупова. Адвокат просил признать постановление следователя У.Эрматова незаконным. Как можно задерживать уже задержанных? Как можно изменять уже измененную ранее меру пресечения на содержание под стражей в СИЗО? По логике она может меняться только на домашний арест или же подписку о невыезде, а не на перевод в другую тюрьму за городом. Ведь подсудимые обязаны быть в Бишкеке, поскольку идут суды (процессы проходят в Чуйском областном, Первомайском и Свердловском судах). Для чего все дела, где фигурируют одни и те же лица, не объединили в одно производство –вопрос отдельный. Но хотела бы заметить, что в таких случаях напротив этапируют в СИЗО №1, а не везут подсудимых подальше в область.
Судья Чотонов С.Б., не раздумывая ни над чем, удовлетворил ходатайство следователя. Интересная подробность – в какой ситуации это происходило. Судья начал рассматривать дело в 19.00, а закончил около полуночи. Где такое видано, чтобы судья слушал дело до глубокой ночи? При этом весь «концерт» в суде происходил в присутствии опергруппы в масках, как будто стерегли главаря мафии.
В первом часу привозят их в СИЗО и даже не дают по акту принять свои личные вещи, надзиратели упаковывают их сами, как будто сами знают, что следует уложить и передают конвою то, что считают передать нужным.
В чем смысл всех этих неуклюжих судебных телодвижений? Я боюсь того, что в колонии за городом с Юсуповым будет легче покончить. Акжолова, другого важнейшего свидетеля по мародерским делам, путем избиения при аресте лишили возможности что-либо вспомнить. Он теперь физически этого не сможет, а любые его показания в связи с его болезнью будут автоматически ставиться под сомнение.
Теперь те, кто боится правды о мародерских делах, готовят и физическое устранение Абдуллы Юсупова, на которого уже было два покушения.
Я вижу за последними изменениями в судьбе моего подзащитного, руку руководства «Ата-Мекена». Если с ним внезапно произойдет «несчастный случай», его кровь будет на их совести и совести тех сотрудников правоохранительных органов, которые выполняют их приказы.
Токтайым Уметалиева, общественный защитник, официальный представитель по доверенности А.Акжолова. А.Юсупова. Д.Оморова.