Атомный парк России медленно, но неуклонно стареет. В ближайшие 10 лет выработают свой ресурс около трети энергоблоков отечественных атомных электростанций (АЭС), еще через 10 лет – уже около половины. При этом власти ставят цель не просто сохранить генерирующие мощности, но к 2045 году увеличить долю атомной электроэнергии в общем энергобалансе страны на 5%. То есть надо не только менять старые энергоблоки, но и запускать новые. В то же время атомщики признают: ныне действующие реакторы морально устарели, чтобы обеспечить будущее атомной энергетике, уже сейчас нужно внедрять совершенно новые технологии.
В нашей стране ситуация с атомной энергетикой довольно странная. С одной стороны, Россия является одним из лидеров в области ядерных технологий и крупнейшим мировым поставщиком оборудования для АЭС. Сегодня в мире работает около 440 ядерных реакторов, из них более 40 построено по российским и советским проектам. Госкорпорация «Росатом» имеет заключенные контракты на строительство 32 атомных реакторов в разных странах и в настоящий момент реализует атомные проекты в Белоруссии, Турции, Бангладеш и ряде других государств.
Кроме того, Россия контролирует около 40% рынка обогащенного урана, который используется в качестве ядерного топлива, и 17% рынка тепловыделяющих сборок для ядерных реакторов. Но в то же время внутри страны доля атомной генерации всего лишь 20%, а большая часть электричества вырабатывается на тепловых станциях (ТЭС). Из-за огромных запасов угля и углеводородов еще со времен СССР необходимость развития ядерной энергетики, скажем так, не была очевидной с экономической точки зрения. Впрочем, на планы по развитию атомной инфраструктуры внутри страны эти страхи вряд ли как-нибудь повлияют. Согласно утвержденной правительством РФ генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики до 2035 года, к этому сроку должны быть введены в строй 14 новых реакторов общей мощностью около 15,6 ГВт.
Подписаны контракты на постройку серии малых плавучих АЭС на Чукотке (они должны быть пущены в период с 2027 по 2031 год) и малой наземной АЭС в Якутии. И, наконец, знаковое событие – примерно к 2027 году должен заработать БРЕСТ-ОД-300, первый реактор на быстрых нейтронах. Сегодня на атомных станциях стоят реакторы, работающие на тепловых нейтронах. Эти установки используют в качестве топлива уран-235, а его запасы относительно невелики и, по прогнозам, могут быть исчерпаны в ближайшие 40–60 лет. Уже к 2025 году в мире может ощущаться сильный дефицит уранового топлива. Поэтому и необходим переход на новый тип энергетических установок.
«Реакторы на тепловых нейтронах – это промежуточный шаг к будущей ядерной энергетике, которая будет основана на быстрых нейтронах», – заявлял в своем выступлении Георгий Тихомиров. Последние «питаются» ураном-238, запасы которого несравненно больше. Вдобавок использование реакторов на быстрых нейтронах позволит более эффективно решать проблему отработанного топлива, что снимет экологические ограничения на распространение атомной генерации. По версии ученого, реальные перспективы в качестве энергии будущего перед атомной генерацией откроются именно в случае перехода на новый тип энергетических установок. Но пока речь идет лишь о пробных шагах.