Я легко нахожу новый отель: недорого и со скидкой. Это неудивительно — ведь конкуренция приличная, можно снять квартиру посуточно, предложений выше крыши. Персонал гостиницы вежлив и предупредителен. В ресторанах официанты любезны, и расспрашивают — нравится ли мне у них в городе? Обсчитать не пытались ни разу, готовят вкусно, местные блюда уникальны, по сравнению с Москвой или Санкт-Петербургом всё в два раза дешевле. Ездят экскурсионные автобусы, у достопримечательностей — магазинчики с сувенирами и местными экологически чистыми продуктами. Нет, это вовсе не Турция или Таиланд. Недавно я проехался по Перми, Уфе, Самаре, Йошкар-Оле и Чебоксарам, и был прямо-таки удивлён.
«Да, с внутренним туризмом за последний год всё изменилось в лучшую сторону, — замечает сотрудник городской администрации Уфы. — Жаль только, что для этого понадобилась эпидемия коронавируса с закрытием границ».
«Круто, как в Амстердаме»
Ещё год назад мне казалось — изменения вполне возможны, но не прям вот сразу. Наши люди внезапно открыли для себя, что у нас обалденно интересная страна, однако регионы России оказались не готовы к массовому наплыву туристов. Прошлым летом я еле нашёл, где поселиться на Кавказе: гостиницы разваливались на глазах, а сервис спал на ходу. Прошло совсем немного времени, и выбор жилья стал огромен, а работники сферы обслуживания (пускай кое-где и через силу) стали улыбаться. Надеюсь, это только начало. Несмотря на нынешний бум внутреннего туризма, Россия мало исследована нашими отпускниками. Неделю назад послал я знакомым фото «пряничных» домиков в голландском стиле, и люди поразились — как, ты уехал в Бельгию и Нидерланды? Но поездки же запрещены! Никто не догадался, что на снимках — набережные Брюгге Амстердама в...маленькой Йошкар-Оле, столице Республики Марий Эл. Мои друзья пришли в восторг — они не ожидали, что в Йошкар-Оле настолько красиво и фотогенично.
«Вот говорят — ах, набережная Брюгге это "новодел", подражание, — усмехается хозяин турагентства Семён Барышников. — Да, она построена всего 10 лет назад...но пройдёт ещё полвека, и эти кварталы станут старой достопримечательностью. Раньше наш город был вполне обычным, а сейчас есть, что посмотреть — и домики, как в Амстердаме, и Кремль свой, и церкви красивые. Люди вовсю гуляют, туристы на экскурсии едут: отлично же!».
«Идём уиз ми, хани кушать»
В Китае меня в своё время поразило, как упорно развивают туризм даже самые глухие деревни. Вот в селе Юй под городом Ханчжоу закрыли три цементных завода. Тут бы народу с горя запить, что работу потеряли, но крестьяне проявили смекалку — стали рекламировать своё село в соседних городах — «пошлите к чёрту офис, приезжайте к нам, дышите свежим воздухом, гуляйте по горам!». Теперь в сезон все деревенские домики забронированы, хотя цена «кусается» — от 7 000 рублей в сутки.
У нас в России таких возможностей уйма. В Башкирии развивают «медовые туры» — возят туристов на пасеки, дают пробовать разные сорта мёда (а их штук десять), развлекают.
«Я на туризме зарабатываю не меньше, чем на меду, — признаётся пасечник Фанис Халилов. — Угощаю настоящим кобыльим кумысом, показываю, как мёд из сот качают. В котле плов варю для больших групп, поставил мишени — из луков стреляем. Это новая реальность, гостям из города интересно всё — и пчёлы, и мёд, и на природу съездить».
А пчеловод Зиннур Тихватуллин и вовсе приглашает к себе волонтёров: за работу на пасеке он не платит, но предоставляет жильё и еду. «Многие приезжают, — говорит он. — На две недели, на месяц. Норвежец у меня работал — он прямо молодец...а вот боливийцу вкалывать лень было...ну там, в Южной Америке, им лишь бы танцевать. Я английский не знаю, но пару слов выучил. Вечером объясняю — идём уиз ми, хани кушать будем. О, это понимают!».
«Хамство на кровати»
— Совсем недавно считалось нормой — когда гостиница обшарпана, а блюда в кафе готовят тяп-ляп, — утверждает владелица мини-отеля в Перми Маргарита Сухарёва. — К счастью, едва число туристов резко выросло, нашему бизнесу ударило в голову — народ к нам второй раз не приедет, если селить гостей в корыте за бешеные деньги, и полусырой картошкой кормить. Раньше какой сервис был? Спросят туристы в отеле, могут ли их отвезти в Кунгурскую ледяную пещеру, а им в ответ — «Берите такси да и езжайте». Теперь наконец-то дошло — на туризме можно хорошо заработать. Жители России уже избалованные, за границей побывали...значит, «шустрить» требуется — предлагать интересное меню, номера в отелях оформлять красиво, грамотных экскурсоводов нанимать. Огромный плюс, что люди потянулись в ранее неизвестные им регионы. Петербург, Сочи, Крым, озеро Байкал или там Эльбрус все давно знают. В Пермь же человека ещё затащить надо, поэтому следует его развлекать и услаждать. Моря у нас нет, чтоб туристы хамство и ночёвку на продавленной кровати стерпели.
Сфоткаться с Кисой, выпить пива
Я уже рассказывал, как Казань внезапно стала третьей (!) после Москвы и Санкт-Петербурга любимицей российских туристов: в год её посещает 3 миллиона 600 тысяч человек. Это дало Татарстану огромный финансовый доход, и создало десятки тысяч дополнительных рабочих мест. По-моему, просто отличный пример для соседей. Лично мне было весьма приятно видеть, как в той же Йошкар-Оле гиды водят по набережной Амстердама группы туристов, восхищённо ахающих — «боже мой, настоящая Голландия!».
Самару стали посещать с целью посмотреть на бункер Сталина, готический костел постройки 1906 года, поплавать на волжских пляжах с прозрачной водой, и пропустить кружечку знаменитого «жигулёвского» пива. «В этом году множество людей заглянуло в наш город на три-четыре дня, — сообщили мне в одной из самарских гостиниц. — Все были ужасно довольны, говорили — о, вернёмся ещё! Самара себя не рекламирует, а жаль. Кажется, одним "жигулёвским" пивом могли бы сюда туристов привлекать». И верно, на Волге меня ожидало множество открытий, причём в неожиданных местах. «Чебоксары — город маленький, — рассказывает экскурсовод Александр Маслов. — Но сделали на пешеходной улице скульптуру Остапа Бендера и Кисы Воробьянинова — и тут же появилась толпа желающих фоткаться с ними: ведь в книге "12 стульев" упомянуто, что эта парочка приплыла в Чебоксары на лодке из Васюков. Музей пива в Чувашии открыли — разом туристы повалили: у нас свои особые сорта. А раньше никто не знал».
Россия — огромная страна, и ней есть сотни интересных городов: пускай многие из них и не так хорошо «раскручены». К счастью, сервис в отечественных гостиницах, ресторанах и на транспорте за прошедший год серьёзно улучшился. Кое-где (как в той же Башкирии) на ровном месте создают для туристов отличные экскурсии и программы, поскольку местный бизнес прочувствовал вкус денег отпускников. Да, ещё не всё гладко — в самарском такси мне в ответ на «здравствуйте» мрачно бурчали «угу», а грузинская кухня Уфы напоминала Грузию в той же степени, как суслик слона. Аэропорт Чебоксар является древностью в плохом смысле — старое здание, где нет даже ленты для багажа, а вместо электронных табло на стойках регистрации — бумажки. Тем не менее, я наконец-то увидел — внутренний туризм в России реально развивается. Вот только давайте помнить — нашего туриста нужно продолжать дёшево селить, вкусно кормить и хорошо обслуживать. Выбор у него есть всегда, и если драть с гостя три шкуры — он больше к вам в регион не приедет.