«Мавританец» — биографическая драма Кевина Макдональда, повествующая о злоключениях Мохаммеда ульд Слахи. В 2001 году он был арестован и заключен под стражу по подозрению в пособничестве террористам, совершившим нападения 11 сентября. Следующие семь лет Ульд Слахи провел в Гуантанамо, без суда и следствия, пережив жуткие физические и психологические пытки, а потом еще семь – там же, но уже при поддержке адвокатов. В тюрьме он написал книгу мемуаров, ставшую бестселлером.
Все начинается на Маврикии, на местной свадьбе – люди в форме забирают Мохаммеда (
Тахар Рахим) на допрос прямо с торжества, не дав толком попрощаться ни с матерью, ни с остальными родными. На его мобильный, по сведениям спецслужб США, однажды звонили со спутникового телефона Бен Ладена, да и сам он не без греха. Когда-то проходил тренировки в Аль-Каиде, встречался с некоторыми разыскиваемыми террористами и долгие годы жил в Германии – учился и работал, но, по мнению американских властей, еще и вербовал в преступную организацию тех, кто впоследствии оказался непосредственно причастен к взрывам в Нью-Йорке. После нескольких месяцев скитаний по разным тюрьмам он оказывается в сегодня уже печально известном лагере Гуантанамо на Кубе. Тут его пытаются сперва разговорить, но мужчина стоит на своем – невиновен, – а потом выбить признание пытками, какие не выдержать никому. Ульд Слахи в итоге соглашается «сотрудничать», то есть признается во всем, и теперь – спустя семь лет – ему грозит смертная казнь.
«Мавританец»: смотреть фильм онлайн
Тут-то, наконец, он получает право на формальную, как кажется поначалу, защиту, тем более что обвинение предстоит возглавить военному юристу (
Бенедикт Камбербэтч), потерявшему 11 сентября близкого друга. Однако представлять Ульд Слахи вдруг берутся не равнодушные люди – адвокат-правозащитница Нэнси Холландер (
Джоди Фостер) и молодая сотрудница ее конторы Тери Дункан (
Шейлин Вудли). Они предлагают своему клиенту рассказать всё и параллельно требуют того же и от американского правительства.
Изобличительная процессуальная драма – жанр, изученный кинематографом вдоль и поперек, однако, жизнь, как всегда, оказывается богаче любого воображения и преподносит сценарии, дающие режиссерами и актерам возможность заступить за рамки формы. Кевин Макдональд в «Мавританце» фиксирует на экране не только то, как функционирует отдельно взятая система правосудия, превратившаяся после 11 сентября, по вполне очевидным причинам, в карательную, но и судьбу сразу нескольких людей, которые, попав в нее, проходят испытание своей физической силы, своего психологического состояния, своей веры, точнее в данном случае – слепого, гарантированного конституцией, патриотизма. Предполагаемый террорист, военный и независимые адвокаты – этим четверым, будь они функциями, должно было бы оставаться по разные стороны баррикад, но они вдруг оживают и оживляют друг друга, напоминая, что нет ничего ценнее человеческой жизни, будь их тысячи или всего одна.
С точки зрения формы, «Мавританец» имеет весьма сложную, многоуровневую структуру, построенную на флэшбеках внутри флэшбеков – каждый решен в своем стиле. Воспоминания из детства героя всплывают размытыми картинками, будто затертыми VHS-пленками – теплыми и ламповыми, а вот сцены с его пытками сняты как страшные психоделические трипы (впрочем, этим они и являлись), очевидно потребовавшие от актера Тахара Рахима не только актерского мастерства, но и физического преображения – тут он буквально тает на глазах.
Читать интервью с Тахаром Рахимом
Остальных, впрочем, тоже почти не узнать, будь то стильно седовласая Джоди Фостер или британец Камбербэтч, старательно изображающий американский акцент. Рахим и Фостер за «Мавританца» номинированы на «Золотой глобус» и имеют все шансы на победу, не только и не столько благодаря своей игре, но потому, что тема, к сожалению, все еще актуальна. С Гуантанамо, может быть, и разобрались, но уважать право каждого человека, виновного или нет, на честный и справедливый суд так до конца и не начали. За примерами, к слову, даже ходить далеко не надо — ни там, ни тут, по другую сторону океана.
Ссылки по теме«Мавританец» дарит книгиТахар Рахим: «Если бы я не знал, что "Мавританец" – это правдивая история, мне было бы трудно в нее поверить»«Манк», «Земля кочевников» и «Еще по одной» претендуют на «Золотой глобус»«Том и Джерри», «Конёк-горбунок» и ещё 11 фильмов февраля