В 1985 году, к 40-летию Победы, советский кинематограф выпустил сразу несколько военных картин разной степени качества. Среди них была и лента режиссера Владимира Шевченко «Контрудар», посвященная боям на правом берегу Днепра, развернувшимся в ноябре 1943 года.
Вам очень идет мундир
Главную роль — генерала армии Ватутина — сыграл Виктор Павлов. Также в картине были задействованы Михаил Ульянов, Николай Бурляев, Александр Голобородько и другие известные актеры.
Ключевого отрицательного персонажа — генерал-фельдмаршала Манштейна — сыграл латвийский актер Харий Лиепиньш. В образе своем он был весьма убедителен, что вызвало шутки среди членов съемочной группы: кавалер ордена «Знак Почета» так хорошо смотрится в немецкой форме, словно всю жизнь ее носил.
Шутники не догадывались, что попали в точку. Актер действительно служил в годы войны в вермахте. Об этой части своей биографии Лиепиньш предпочитал помалкивать вплоть до распада Советского Союза, разоткровенничавшись только в независимой Латвии.
Воспоминания юности
Родился он в 1927 году в Тернейской волости на севере Латвии, недалеко от границы с Эстонией. Когда Харию было 8 лет, семья переехала в Ригу. Здесь он поступил в 28-ю школу, где завоевал авторитет среди сверстников умением постоять за себя и отличной игрой в футбол.
После начала войны и захвата Риги гитлеровцами Харий стал свидетелем того, как его приятели, выходцы из еврейских семей, отправляются в гетто. Первой любовью Лиепиньша была девушка-еврейка, которая вместе с семьей была расстреляна немцами.
В интервью Лиепиньш рассказывал, что для того, чтобы попасть на обучение в гимназию, он в 1942 году прибавил себе возраст. Эта прибавка обернулась тем, что в 16 лет его призвали в немецкую армию. Впрочем, некоторые утверждают, что дело было не в призыве, а в добровольном желании молодого латыша служить гитлеровцам.
Я, я, Харий, дас ист гуд!
Можно найти и такую версию: Лиепиньш служил во вспомогательных частях и даже оружия в руках не держал. Но тут, видимо, правильнее всего обратиться к откровениям самого актера, который рассказывал о том, что служил в ПВО и участвовал в жестоких боях с Красной армией. «Держали огневую позицию, вели бой по русским самолетам и танкам, — вспоминал Лиепиньш. — Несколько моих товарищей и друзей погибли в результате советских авиаударов».
Со своей частью он оказался в «Курляндском котле»: осенью 1944 года гитлеровская группировка в Латвии была прижата к морю и в таком положении оставалась вплоть до мая 1945 года.
После капитуляции Третьего рейха Лиепиньш решил тайком вернуться в Ригу, но по пути был задержан советскими правоохранительными органами. Скрыть факт службы в вермахте ему не удалось, и молодой человек оказался в лагере под Воркутой.
Лагерь и амнистия
В беседах с журналистами независимой Латвии актер сетовал на ужасные условия в поезде, на котором их везли в лагерь, а также на тяжесть работы на угольном разрезе: «Голод, вши... мороз, который порой был ниже 50 градусов. Почти каждый день на шахте происходили несчастные случаи, гибель людей... Установка крепей была самой опасной работой, наша бригада из семнадцати человек пережила грандиозный обвал, грозивший навсегда оставить нас под землей...»
В апреле 1946 года вышло Постановление Совета Министров СССР № 843-342сс «О возвращении на родину репатриантов — латышей, эстонцев и литовцев». Оно было принято по ходатайству руководителей Латвийской ССР Яна Калнберзина и Вилиса Лациса, настаивавших на том, что большинство латышей, служивших в вертмахте и СС, были мобилизованы принудительно. Советское руководство сделало вид, что поверило, после чего жители республик Прибалтики, отправленные на поселения за коллаборационизм, получили право вернуться домой.
В числе амнистированных оказался и Лиепиньш. Вернувшись в Ригу, 19-летний ветеран вермахта поступил в театральную студию при Рижском театре драмы имени Райниса. После ее окончания актер был принят в труппу Художественного театра имени Райниса, где прослужил до самой смерти.
«Я все помню, Ричард»
В 1955 году, будучи уже известным и популярным театральным актером, Лиепиньш дебютировал в кино, сыграв в картине «К новому берегу».
А дальше Лиепиньш снимался много: в «Золотом эшелоне» вместе с Василием Шушкиным, в «Законе Антарктиды» с Всеволодом Сафоновым и Раднэром Муратовым, в революционном фильме «Шестое июля» вместе со всем цветом советского кинематографа... Сергей Бондарчук пригласил Лиепиньша в фильм «Ватерлоо» на роль Гнейзенау, в картине «Кремлевские куранты» он сыграл Герберта Уэллса, а в «Синдикате-2» — британского разведчика и авантюриста Сиднея Рейли.
Была в карьере актера знаковая роль: он сыграл одного из главных героев в фильме «Я все помню, Ричард». Картина рассказывала о трех молодых латышах, служивших в Латышском легионе СС. Автором сценария стал актер Виктор Лоренц, писавший о себе, что в годы войны он служил в Латышском легионе и, подобно Лиепиньшу, был амнистирован в 1946 году.
Впоследствии именно Лоренц сыграл командира карателей в картине «Иди и смотри».
Самое высокое звание
Что до Лиепиньша, то на него начиная с 1950-х начали сыпаться призы и регалии: орден «Знак Почета», звание заслуженного артиста Латвийской ССР, а затем — и народного артиста республики. Всему этому не мешало даже то, что актер злоупотреблял алкоголем. Нередко случались у него и настоящие запои, приводившие в ужас членов семьи. Но особое отношение к Прибалтике в СССР сказалось и здесь. Талантливый выпивоха указом от 13 апреля 1988 года был удостоен звания «Народный артист Советского Союза». Это первый и единственный случай, когда народным артистом СССР стал солдат вермахта.
Несмотря на амнистию, ордена и звания, Лиепиньш после распада большой страны стал рассказывать о том, что он от советской власти пострадал без вины. Так это или нет, каждый волен решать сам.
Помимо выпивки, народный артист СССР очень любил рыбалку. В 1998 году его обнаружили мертвым в лодке вместе со снастями. Никакого криминала, просто остановилось сердце.