Президент США Джо Байден окончательно запутался во внешнеполитическом курсе своей страны, одновременно пытаясь вызвать Владимира Путина на разговор и вводя новые санкции против РФ. Такую точку зрения в своем материале для портала InfoBrics высказал политический аналитик Лукас Лейрос. Эксклюзивный пересказ статьи представляет своим читателям «ПолитРоссия».
В четверг, 15 апреля, Соединенные Штаты Америки объявили о введении новых санкций в отношении России. Основной причиной этих мер является необоснованное обвинение во вмешательстве в американский избирательный процесс в прошлом году, однако есть и другие «оправдания»: обвинения в кибератаках, кризис на Украине и другие события, в которых Москву обычно обвиняют без каких-либо доказательств. Несколько российских компаний были внесены в американский черный список, а десять российских дипломатов были высланы с американской территории. Кроме того, американским банкам было запрещено покупать ценные бумаги у российского Центрального банка, Фонда национального благосостояния и Министерства финансов РФ.
В ответ на такие действия заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков сообщил американскому послу в Москве Джону Салливану, что Россия в ближайшее время предпримет ответные действия. Фактически официальный российский нарратив остается прежним: Москва отрицает какую-либо форму участия в американском избирательном процессе, как и причастность к киберпреступлениям. Несмотря на это, такой дискурс преобладает в американском обществе, постоянно повторяясь западными СМИ.
При этом, отмечает Лукас Лейрос, новые санкции вступили в силу на той же неделе, когда, казалось бы, наметился позитивный знак в неспокойных отношениях между Америкой и Россией. Во вторник, 13 апреля, Джо Байден пригласил Владимира Путина провести очную встречу на территории нейтральной страны и обсудить целый ряд вопросов, в частности, текущий украинский кризис, который является одной из самых больших проблем для двух стран. И прежде чем Москва смогла дать четкий ответ на это предложение, Вашингтон ввел в отношении России новые ограничительные меры, чем в очередной продемонстрировал двойственность американской внешней политики в отношении России.
Очевидно, что слова Байдена после введения новых санкций потеряли всякий вес. Невозможно прийти к примирению или даже стабилизации отношений, если продолжаешь проводить жесткую ограничительную политику, не имея на то никаких оснований. И на этом фоне все более противоречивым выглядит утверждение о том, что Россия «нарушает» американские интересы. Напротив, отмечает Лейрос, в последние годы мы все отчетливее видим, как сами США активно вмешиваются в российскую зону влияния. Так что, по сути, правильнее было бы сказать, что это Вашингтон нарушает интересы Москвы, а не наоборот.
Эту ситуацию гораздо легче понять, если принять тот факт, что американское правительство не действует в одиночку в своих решениях. Влияние американского «глубинного государства» на институциональные решения очевидно, и в настоящее время оно выходит далеко за рамки военно-промышленного комплекса, охватывая широкую сеть защитников американской глобальной гегемонии. На самом деле в США существует идеологическая элита, которая выступает за крайние меры по снятию любой формы ограничения американской власти. Байден пришел к власти как кандидат от этой идеологической элиты – одним из его величайших обещаний было возобновить политику открытой конфронтации с Россией, изменив более националистическую и менее интервенционистскую позицию, которую строил Трамп.
Проблема заключается лишь в том, что обстоятельства сейчас действуют против «глубинного государства»: Байдену, как президенту величайшей мировой державы, необходимо действовать с конкретными данными, игнорируя любую идеологию, до которой, откровенно говоря, никому нет никакого дела. Внешняя политика, обещанная демократами, неустойчива и приведет к новым конфликтам по всему миру. Прямым доказательством этому является проект Defender Europe 2021, в рамках которого США планируют поднять численность войск на европейской земле до исторического уровня. А в центре всей этой напряженности находится Украина, которую уже открыто подталкивают к противостоянию с Россией. Возможно, осознав все это, Байден понял, что антироссийская политика США ведет к абсолютному хаосу, и именно поэтому и позвонил Путину. Нет, его цель – не нормализация отношений, а поиск нейтрального пути частичного ослабления напряженности. Байден хочет противостоять России, не порождая вооруженного конфликта. Вот только в интересы американской идеологической элиты такое развитие событий не входит.
Президент США окончательно «запутался», в какую сторону двигаться. Он пытается найти точку равновесия там, где ее нет. Можно сказать, что, объявив о введении новых санкций, Байден подписал себе приговор. Невозможно пытаться нормализовать отношения с Россией и в то же время сохранять стратегию «глобальной полиции» – Москва просто не потерпит произвольных санкций и постоянных нарушений своих интересов в собственной зоне влияния. Не потерпит этого и «глубинное государство», которому действия лидера США вряд ли приходятся по душе.
Ранее «ПолитРоссия» приводила мнение сенатора Совфеда Алексея Пушкова, уверенного в том, что США хотят «заговорить» Россию своими несбыточными обещаниями.