Ровно 32 года назад, 7 апреля 1989 года, в Норвежском море затонула советская атомная подводная лодка (АПЛ) "Комсомолец" с бортовым номером К-278.
Из 69 человек экипажа спастись удалось только 27. "Политика Сегодня" попыталась пролить свет на последние часы жизни подлодки, и в чем крылась причина трагедии.
В роковой день K-278 "Комсомолец" находился в 700 километрах от Норвегии и на глубине в 400 метров. Что точно пошло не так 7 апреля 1989 года, неизвестно до сих пор. Но ближе к полудню экипаж был поднят по тревоге, АПЛ начала всплывать, но на отметке в 150 метров остановилась, — сработала защита атомного реактора. Командование поручило экипажу продуть цистерны балласта для дальнейшего всплытия, но в результате работ лопнул трубопровод со сжатым воздухом. Возник пожар в седьмом отсеке. К моменту всплытия подлодки горели уже два отсека.
"Инструкции гласили: "Если в отсеке пожар — помещение нужно герметизировать; если туда попал сжатый воздух, отсек нужно открывать для проветривания". Но что делать, если одновременно и пожар, и сжатый воздух? Началось короткое замыкание. Подлодка теряла жизнь", — вспоминает один из участников тех событий, мичман Виктор Слюсаренко.
Из-за пожара подлодка начала крениться на бок, в воздух начали поступать продукты горения. Они отравили часть экипажа. К 15:00 на место катастрофы прибыл спасательный самолет Ил-38, которому негде было приземлиться. Он завис над местом всплытия "Комсомольца", пока вскипала вода вокруг титанового корпуса подлодки.
Через полтора часа на месте аварии работали уже три самолета, их экипажи фиксировали, что субмарина тонет, и эвакуировали выживших. Через два с половиной часа "Комсомолец" лег на дно Норвежского моря.
После в СССР случился грандиозный скандал, эксперты ищут виновных в трагедии и гибели 42 подводников. Главные версии причины аварии: техническая неисправность или ошибка руководства. Однако член Научно-исследовательского института военной истории при Академии Генштаба ВС РФ и капитан первого ранга запаса Владимир Грибовский в беседе с "Политикой Сегодня" заметил, что правду надо искать где-то посередине.