Уж если было предначертано нам явиться в этот мир, то надо жить по-крупному, честно. Чтобы ни в чём потом не пришлось раскаиваться. Именно так, как и завещал другим, прожил эту жизнь Василий Лановой.
Народный артист России, кинорежиссёр Николай Бурляев с Василием Лановым был знаком лично. В беседе с Анной Вавиловой актёр вспомнил много доброго и трогательного о своём коллеге.
Каким он был? Вот таким, какой он на этом портрете. Красивый, прямой, русский, говорящий правду, в полный голос, без обиняков и без иносказаний.
Лановой нередко подчеркивал, что родом с Украины, что он украинец. Но когда грянуло майданное безумие, Лановой с изумлением смотрел на происходящее, спрашивая: "Что вы делаете, братья мои?", вспоминает Бурляев. Пожалуй, главным его качеством было то, что он воспринимал себя сыном единой и неделимой земли Русской. При этом Василий Семёнович высказывал своё мнение в полный голос, отлично понимая, что станет "нерукопожатным" и на Украине.
https://vk.com/video-75679763_456259947
Василий Семёнович не делил себя самого на украинца и русского, он одинаково любил и Малороссию, и украинские песни, и Россию, как и советский режиссёр Сергей Бондарчук, как российский актёр Алексей Петренко. Да и сам Бурляев родом оттуда, его предки – запорожские казаки. И к происходящему на Украине безумию он относится точно так же, как и Лановой.
Николай Бурляев и Василий Лановой были соратниками, несмотря на заметную разницу в возрасте. Оба окончили Щукинское училище, у них были одни и те же педагоги. Их объединял и Вахтанговский театр, где оба служили. И великая актриса Цецилия Мансурова стала для них учителем.
А как Лановой относился к так называемому креативному классу, поинтересовалась Анна Вавилова, к тем современным артистам, которые не только общаются со своими поклонниками через Instagram, но и призывали их выходить на митинги в поддержку Алексея Навального или, например, яростно поддерживали режиссёра Кирилла Серебренникова.
Василий Семёнович относился к ним скорее как к "кретиническому", а не "креативному классу", уверен Николай Бурляев:
Наша актёрская братия довольно зависима и податлива. Куда их поманили, туда и бегут частенько. Продаются, оголяются, обнажаются, ругаются матом на сцене. Вот это всё он абсолютно не принимал.
По словам режиссёра, в последние лет тридцать они с Лановым очень сблизились. Когда Бурляев создал "Золотой витязь", Василий Семёнович часто приезжал на фестиваль, поддерживал уже как собрат, как соратник. А в те годы, вспоминает Николай Бурляев, вставать рядом с ним было "опасно": на телевидении он был под запретом, журналистам не давали брать у него интервью под страхом увольнения. А Лановой принципиально вставал рядом с другом, поддерживал фестиваль, хотя времени свободного у него было не так уж и много – актёром Василий Семёнович всегда был очень востребованным. Да и общественной деятельностью активно занимался.
Но когда мы встречались, то, конечно, много говорили о том, что нас окружает. О культуре, о том, куда её подталкивают. Как говорил один бывший министр, "культуру нужно подвинуть на панель". И вот за это Лановой переживал. Он видел, как всё обесценили. Как культуру заставили собой торговать. И актёрскую профессию сейчас тоже обесценили уровнем того, что сейчас делается в театрах, что снимается в кино. Ведь таких лиц, как у Ланового, сейчас на нашем экране нет. А в нашу эпоху были и Олег Стриженов, и Вячеслав Тихонов, и он – Лановой. Это же лица. А лицо – это зеркало народа. Вот сейчас оно кривое, сейчас не лица, а только какие-то секс-символы.
И вот этот переломный момент, пришедшийся на перестройку и 90-е годы, оба актёра почувствовали очень остро. И решили противостоять этому. Тогда на многих коллег по цеху навалилось ощущение полной безысходности. Кто-то от горя повесился, кто-то ушёл работать дворником или пальто в гардеробе подавать, кому-то повезло открыть свой ресторан.
https://vk.com/video-75679763_456259950
Даже тогда, в те непростые годы, Василий Лановой не дал себя сломать. Прежде всего, он оставался гражданином своей Родины. Как написала в память об актёре на своей странице в Facebook официальный представитель МИД Мария Захарова, Лановой был "отчаянно честный, сражающийся с ложью, всего себя отдающий Отечеству, образец гражданского мужества". И такие слова говорит каждый, кто вспоминает актёра. Насколько тяжело Лановому было быть "отчаянно честным", спросила Анна Вавилова. Как часто он подвергался нападкам со стороны своих коллег за резкую позицию по той же Украине?
Про нападки на Василия Семёновича Бурляев не слышал, а между собой они эту тему никогда не обсуждали. Но Лановой всегда говорил то, что думает, без обиняков.
Именно поэтому сейчас все те, кто о нём говорят, упоминают его гражданскую целостность, устремлённость и патриотизм. Вот это мне в нём больше всего нравилось. То, что он абсолютно открыто и прямо говорил об этом чудовищном нацистском безобразии на нашей прародине. И я очень рад, что я успел отметить его нашей главной наградой – золотой медалью имени Николая Мордвинова – за выдающийся вклад в театральное искусство. Он поблагодарил и пришёл вместе с Ириной Купченко.
В тот момент, когда Бурляев вешал награду, Лановой спросил, сколько времени отводится на его выступление. А потом начал читать Александра Сергеевича Пушкина, длинные отрывки. Зал был в восторге.
Иногда и Бурляеву удавалось удивить Василия Семёновича. Первый раз, когда Николай Петрович согласился сыграть Павла Корчагина. "Тебе через такое придётся пройти", – посочувствовал Лановой другу. В конце концов Корчагина в фильме "Как закалялась сталь" всё-таки сыграл Владимир Конкин.
Второй раз Лановой был потрясён тем, что Бурляев отважился читать с оркестром державинского "Бога" – огромное произведение. Когда выступление – а оно проходило в Зале церковных соборов – закончилось, Лановой, сам абсолютный мастер художественного слова, подошёл к Бурляеву и сказал: "Слушай, как ты отважился это читать? Я вот до сих пор не могу". Для Николая Петровича это было величайшее признание.
Сейчас, к сожалению, постепенно уходят великие актёры. Но подрастающей смены им почему-то не видно, отметила Анна Вавилова. Кто из молодых актёров стремится к возрождению ключевых ценностей нашей страны?
Как вспоминает Бурляев, о том безобразии, которое происходило вокруг, о жизни без образа Божьего, о воспитании новых поколений они с Василием Семёновичем говорили довольно часто и подолгу. Они пытались найти ответ на вопрос, как государство смогло упустить молодёжь, почему отдали на поругание культуру. По мнению Ланового, проблемы стали множиться из-за того, что поколение оказалось упущенным, поэтому и вылезли из всех щелей наркомания, суициды, педофилия, гомосексуализм и прочие патологии.
Он говорил: упустили, почему руководство так относится к этим проблемам? Почему так всё бесконтрольно? Почему в Минкульте бесконтрольно абсолютно работают, почему они не отвечают ни за что, а только дают деньги на всякую похабщину. А кто будет с них спрашивать – а что вы сделали, почему вы поставили "Тангейзера", почему вы сделали фильм "Матильда"? Он очень переживал за всё это, он это видел, и страдал, и пытался быть гражданином до конца. Где он только мог, на любой площадке – на театральной, на концертной, на вечерах, на встречах, он всегда говорил об этом. И в словах его была боль русского артиста.
А можно ли вернуть молодое поколение, поинтересовалась Анна Вавилова. Отвечая на этот вопрос, Бурляев признал, что сделать это теперь очень сложно. Ещё Николай Гоголь об этом говорил: "Сейчас идёт бой. Самый главный бой – бой за душу человека".
Вот в этом бою Василий Семёнович принимал активное участие. Да, надо бороться за душу человека. Как? Какие-то более ответственные принимать законы. К примеру, в 2014 году президент России Владимир Путин подписал указ, обрадовавший и Ланового, и Бурляева. Это был первый указ о государственной культурной политике, где прописано, что российская культура должна опираться на наши традиции и духовно-нравственные ценности.
И это можно было сделать. Бывший министр культуры Владимир Мединский говорил о том, что этот указ стал конституцией для чиновников Минкультуры, только хотелось бы, чтобы они его выполняли.
Прошло уже немало времени с той поры, но, к сожалению, мало что изменилось в области культуры. Конечно, пытаются поддерживать какие-то патриотические фильмы, но уровень у них уже совсем не тот, какой был, скажем, в "Офицерах" или в "Ивановом детстве". Этого уже нет, всё выветрилось, пришло время эффектной пустоты и доходного вымысла.
А причин, почему сложилась такая ситуация, немало. Прежде всего, никто ни за что не отвечает, нет ответственных. А раньше была редактура, читали сценарии и могли сказать: вот такого выражения здесь не надо. А что сейчас? Снимают фильм о войне, с экрана мат.
Один наш режиссёр снял фильм о войне. И я ему напомнил о том, что его отец снимал картины и о войне 1812 года, и о Великой Отечественной войне. Но в его фильмах нет мата. Этой грязи не встретишь ни у Толстого, ни у Шолохова. Зачем вы эту пошлятину в фильм о войне впихнули? Как его показывать детям?
И ведь невозможно сказать, что образов перед глазами нет. Есть они, русские герои. И они живут в сердцах многих людей, это показал "Бессмертный полк".
Лановой, однажды посмотрев современный фильм о войне, признался Бурляеву, что был шокирован увиденным. "Как они вообще могут делать такое с нашей историей, как могут над ней издеваться, переписывать". Василий Семёнович действительно от этого страдал, ему было больно от того, что "правда уходит", а её место занимает вся эта ложь.
У него было особое отношение к Великой Отечественной войне, добавила Анна Вавилова. Он говорил: сейчас многие хотят принизить значение нашей страны в разгроме фашизма. "Ладно, если это делают западные идеологи, но мерзко видеть, как наши доморощенные холуи подпевают им из конъюнктурных соображений". Интересно, доморощенные холуи простили ему такие высказывания?
Этим холуям доморощенным плевать на всё, им главное, чтобы денежки платили за всю их липу и грязь, не сомневается Николай Бурляев.
Сейчас работают совершенно иные законы – рынок. Об этом Бурляев с Лановым часто говорили. И Василий Семёнович поддержал идею Николая Петровича о том, что президента надо убедить в необходимости выведения культуры из рыночных отношений. "Это правильно, культура и рынок – понятия несовместимые. У нас-то задача – поднимать дух нации, а у рынка – делать деньги, бизнес", – считал Лановой.
Конечно, такую задачу выполнить непросто, продолжил Бурляев. Но вполне возможно. Даже если государство ничего не будет запрещать, то пусть все свои патологические гомосексуальные постановки режиссёры ставят за свои деньги в подворотнях. А государство их в таком "творчестве" поддерживать не обязано. Оно должно поддерживать только то, что соответствует государственной культурной политике. Не о рынке думать надо, не о том, сколько какой-то там блокбастер соберёт в первый уик-энд, а о том, как фильм будет влиять на молодое поколение.
Вот у "Андрея Рублёва" не было успеха в первый уик-энд. Он семь лет лежал под спудом, а потом вырвался. Но вот за эти 50 лет жизни фильм перекрыл многократно все кассовые рекорды. И до сих пор идут на "Андрея Рублёва", я это вижу в разных странах. И так же "Иваново детство" – тоже не было у него первого успеха. Но на этом фильме росли поколения, они до сих пор помнят фильм о мальчике, разведчике и герое. И сейчас картину показывают детям, а они смотрят и плачут, они хотят бы такими же, как этот мальчик. Не надо гнаться за деньгами.
Бурляев вспомнил о том, как однажды от общественного совета пришёл посмотреть на отбор кадрового резерва Минкультуры, на тех, кто хочет работать, быть чиновником этого ведомства. Прошли человек тридцать. Одну из претенденток, молодую красивую женщину, Николай Петрович попросил назвать имена русских поэтов XIX века. У неё ужас был в глазах, столбняк, и она не назвала никого, ни Пушкина, ни Лермонтова, ни Тютчева, ни Языкова, возмущается Бурляев:
И эти люди будут руководить культурой. Вы что, дорогие мои, руководство наше? Нужно экзамены делать этим будущим чиновникам, ведь культура признана уже в нашем Отечестве одним из главных факторов национальной безопасности. Так это же как нужно следить за тем, чтобы культура была в правильных руках, чтобы руководители были понимающие сердцем люди, а не чиновники, кто приходит из МИДа, кто из журналистики, кто театральный критик, и всё разбазариваем.
С приходом нового министра культуры Ольги Любимовой появилась какая-то надежда на правильные шаги. И это впервые за долгие годы. От неё сейчас уже видна реальная поддержка фестивалю "Золотой витязь". А до этого никому не было дела. Вроде бы русские люди, эти чиновники, а почему такая латентная русофобия, печалится Николай Бурляев. Ведь традиции надо поднимать, укреплять, развивать и передавать следующим поколениям. Об этом часто говорил и Василий Лановой.