По Интернету гуляет картинка: в переходе стоит старушка с букетом цветов на продажу, рядом надпись: «В каждом городе есть старики, которым стыдно просить. Поэтому они продают отвёртку, книгу и герань. По-моему, нам всем нужна герань».
«Голод вернулся»«По-моему, надо всё-таки мою историю рассказать, - решилась-таки недавно 74-летняя тулячка Маргарита Петровна Карлова. - Что-то сил моих больше нет... »
Про историю Маргариты Петровны мы узнали ещё зимой. Но тогда пенсионерка побоялась огласки. Да и сама ситуация начала развиваться ещё в 2013 году. 1941 года рождения «ребёнок войны» и в канун 70-летия Победы скромно промолчала про свою беду. Всё это время она ходила по чиновникам, обивала пороги политических партий, просила защиты, блуждая по депутатским приёмным. «Я помню, что у меня в детстве было постоянное чувство голода. Но то была война. Не думала, что голод вернётся. Да ещё в таком моём возрасте».
Её мартовское обращение находится сейчас в приёмной уполномоченного по правам человека РФ Эллы Памфиловой. «Моя очередь ещё не подошла. Слишком много обращений». Тульские защитники советуют бороться, но что именно делать - не конкретизируют. А суды уже проиграны.
Маргарита Петровна должна выплатить государству более 6 миллионов рублей.
ДоверчивостьКак так получилось? До 2012 года она была индивидуальным предпринимателем, покупала у добрых людей, как сама рассказывает, заготовки для деталей, которые потом перепродавала в Курск. Доходы были небольшими, да и жила и живёт пенсионерка более чем скромно. По образованию она инженер-конструктор, как и её ныне покойный супруг. Уже будучи на пенсии, в катастрофичные девяностые, они нашли такой способ выживания: перепродавали так называемые «товары народного потребления»: веники, деревянные разделочные доски, резиновые сапоги, калоши и другие сопутствующие товары. «Отвёртку, книгу и герань».
«В 2000-е мой муж начал покупать эти самые детали, перепродавать, - говорит Маргарита Карлова. - Так и жили. Потом супруг умер. Поставщики деталей вышли на меня и сказали, что всегда с ним работали, давайте, мол, работать теперь с вами. Я сказала: давайте. Я проверяла всегда и товар, что поступал от них, и оформление всех накладных. Всё всегда было в порядке. Конечно, нужно было досконально разузнать всю информацию (там было две фирмы и один ИП). Но я вот сглупила. Поверила на слово. Виновата, кто ж спорит. Но ведь мне сколько уже лет. Да и доверчивость юридически у нас не квалифицируется как нечто незаконное... »
Поставщики тех самых злополучных деталей, как выяснилось позже, не регистрировали никак ни свои товарно-денежные отношения, ни себя как индивидуальных предпринимателей. Налоги от прибыли они, соответственно, тоже не платили.
А вот цитата из судебного решения:
Если поделить 6 млн на 5 тысяч, то получим интересное число - 1200. В году 12 месяцев, поэтому 6 млн, выплачивая ежемесячно по 5 тысяч, погасятся через 100 лет. В случае с Маргаритой Петровной, как видим, чуть побольше - лет примерно через 120.
Сегодня она отдаёт ровно половину пенсии в счёт этих выплат. На жизнь ей остаётся 5 200 рублей в месяц.
Здоровье подорвано«Почти 3 года кое-как протянула, но больше невмоготу. Такая сумма меньше прожиточного минимума. Только хлеб на день: батон + ½ чёрного - это 47 - 52 рубля. И кое-какая крупа, не говоря о других продуктах. А на лекарства вообще нет никаких средств - сердечные препараты все очень дорогие».
Здоровье великой предпринимательницы подорвано основательно. К хронической сердечной болезни, как говорят врачи, грозит присоединиться и болезнь желудка. Из-за плохого питания. Да и возраст человека уже такой, что от сквозняка можно заработать воспаление лёгких, от слишком острого - язву, от минимального стресса - инсульт. А тут такое.
Все суды пенсионеркой проиграны. Предпринималась попытка подать жалобу в Верховный суд, но, как утверждает Карлова, её последний адвокат «напутал со сроками». Жалобу не приняли, а объяснения, приведённые в ходатайстве о просрочке, не сочли достаточными.
«Есть ещё вариант сделать перерасчёт, - говорит Карлова. - Вместо 50 процентов пенсии у меня будут вычитать ежемесячно, например, 25. Но на такое пока никто не идёт. А мне терпеть уже совсем нет сил».
Карлова встретила Победу в Великой Отечественной войне, как мы уже сказали, в 5-летнем возрасте. Война шла 4 года. Сегодня, в мирное время, Маргарита Петровна протерпела уже 3 года. И уже не знает, на что надеяться - то ли на победу, то ли на «библейское долголетие».