Египетский президент Абдул-Фаттах Ас-Сиси подписал закон, вносящий изменения в действующее антитеррористическое законодательство. Отныне дела подозреваемых в терроризме будут рассматриваться в особом порядке, что, по идее, должно ускорить процедуру судебного разбирательства, а также дать адекватный ответ на волну террора, захлестнувшую Египет в последние два года.
Еще в ходе разработки новый закон подвергался критике со стороны различных правозащитных организаций, как нарушающий права и свободы и уничтожающий завоевания революции 2011 года, в результате которой был свергнут авторитарный режим Хосни Мубарака, правившего Египтом почти 30 лет.
Закон подразумевает уголовную ответственность для участников террористических формирований, а также для спонсирования террористической деятельности и "распространение идей, призывающих к насилию". К последним относится и опубликованная в мае этого года прокламация "Призыв к Египту", подписанная десятками влиятельных богословов и одобренная в качестве официального документа организации "Братья-мусульмане". В ней правительство Ас-Сиси называется "режимом убийц", и все, сотрудничающие с ним, начиная от простых полицейских, заканчивая госслужащими, объявляются "пособниками в убийствах", которые будут наказаны в соответствии с мусульманскими законами. Напомним, согласно шариату за умышленное убийство полагается смертная казнь.
Казнью может закончится путь и тех, кто прислушался к призыву – высшая мера является наказанием для совершения вооруженных нападений и терактов, приведших к смерти и увечьям других людей, а также к порче государственного и частного имущества. Для смягчающих обстоятельств предусмотрены различные тюремные сроки: от пожизненного заключения (которое в Египте приравнивается к 25 годам тюрьмы) до пяти лет, предусмотренных для распространителей экстремистских материалов.
Не забыли авторы и про представителей силовых ведомств – им гарантировали законодательную неприкосновенность в случае "пропорционального применения оружия при выполнении должностных обязанностей". Чтобы понять, что скрывается за этой формулировкой, достаточно вспомнить события в августе 2013 года, когда военные с применением техники разогнали палаточный лагерь "Братьев-мусульман" на площади Нахда. Хотя в ходе этой акции погибло более 600 человек, подавляющее большинство из которых составили демонстранты, никто из солдат и полицейских не был привлечен к уголовной ответственности. Напротив, репрессиям подверглось движение "Братья-мусульмане", тысячи членов которого были арестованы, а все высшее руководство, включая бывшего президента Мухаммеда Мурси, приговорено к смертной казни.
Впрочем, главной проблемой новой власти стали не "Братья-мусульмане", в способности которых построить дееспособное государство большинство населения разочаровалось еще во времена правления Мурси. После свержения "Братьев-мусульман" террористическая активность исламистов Синайского полуострова не только не утихла, но и начала набирать обороты. Наиболее горячим для египетских властей выдался конец июня, когда буквально за несколько дней террористы подорвали кортеж генерального прокурора и атаковали несколько полицейских участков на границе с сектором Газа.
Ответственность за все теракты взяла на себя террористическая группировка "Исламское государство", которая в ноябре 2014 года приняла присягу египетских исламистов из "Ансар бейт аль-Макдис", вскоре переименовавшихся в "Исламское государство Синайского полуострова" или просто "Провинция Синай" (ар. – Вилайят Сина). Ситуация осложняется тем, что эта группировка действует в координации со сторонниками "Исламского государства" в соседней Ливии. Несмотря на февральские бомбежки ливийских позиций террористов армией Египта, Ас-Сиси не удалось достичь главной цели — часть прибрежной территории Ливии по-прежнему контролируется "Исламским государством".