Российские ЗРК С-400 в Турции угрожают американским военным и технологиям, а также «предоставляют России доступ к вооруженным силам Турции и ее оборонной индустрии», заявил глава Госдепа Майк Помпео 18 декабря. Санкции против секретариата оборонной промышленности Турции и ряда физических лиц «в связи с Россией» были введены Штатами несколькими днями ранее. В Анкаре такой подход называют ошибкой, противоречащей международным нормам, и атакой на суверенитет страны, однако Вашингтон остается глух к аргументам своего партнера по НАТО. Что стоит за действиями США и как будет развиваться эта ситуация при администрации Джо Байдена, в интервью «Евразия.Эксперт» проанализировал директор Турецкого центра азиатско-тихоокеанских исследований, профессор Сельчук Чолакоглу.
– На днях госдепартамент США объявил о введении санкций против секретариата оборонной промышленности Турции (SSB) из-за покупки российских зенитно-ракетных систем С-400 «Триумф». Как вы оцениваете эти ограничения?
– Санкции США направлены против секретариата оборонной промышленности Турции, а также против его руководителя и трех других чиновников. Турецкие официальные лица столкнутся с американскими визовыми ограничениями, а их финансовые активы в США будут заморожены. По первому впечатлению, эти американские санкции в отношении Турции не являются жесткими и просто направлены на то, чтобы побудить Анкару отказаться от российских комплексов С-400. Теперь Вашингтон ждет положительного или отрицательного ответа Анкары.
– Как американские санкции повлияют на оборонный комплекс Турции?
– Если Вашингтон и Анкара не найдут консенсус по этому вопросу, то последуют дальнейшие санкции в отношении турецкой оборонной промышленности.
Даже нынешней структуры американских санкций достаточно, чтобы чинить препятствия турецкой оборонной продукции.
Хотя в последние годы турецкая оборонная промышленность добилась значительного прогресса, она все еще зависит от критически важных и высокотехнологичных компонентов других членов НАТО, таких как программное обеспечение, двигатели и оптика.
Еще одной проблемой для турецкой оборонной промышленности станет получение реэкспортных лицензий на свою продукцию от других членов НАТО. После глубокого укоренения технологий НАТО на протяжении более чем шести десятилетий оборонная промышленность Турции столкнется с бо́льшими трудностями при совместном производстве с другими членами НАТО и реэкспорте.
– На ваш взгляд, как Анкара будет отвечать Вашингтону?
– На самом деле, столкновение между Анкарой и Вашингтоном было ожидаемым. До сих пор администрация Трампа откладывала введение санкций против Турции. Теперь Конгресс США выступил с двухпартийной инициативой и сделал санкции неизбежными.
Возможности Анкары весьма ограничены. Становление полностью независимой оборонной промышленности в краткосрочной перспективе – задача не из легких. Разработка Турцией альтернативных военных технологий со странами, не входящими в НАТО, такими как Россия и Китай, требует времени, и Анкара может столкнуться с дальнейшими санкциями США, если попытается.
– Как будут развиваться отношения Турции и США при Байдене на фоне введенных санкций? Как они повлияют на американо-турецкое партнёрство в формате НАТО и двустороннее сотрудничество?
– На сегодняшний день работа администрации Трампа почти подошла к концу. Правительство Партии справедливости и развития и Партии националистического движения (ПСР-ПНД) ждет открытия каналов для диалога с администрацией Байдена.
Обе администрации, скорее всего, попытаются обеспечить позитивный старт в первой половине 2021 г. В зависимости от уровня диалога между администрацией Байдена и правительством ПСР-ПНД американо-турецкие отношения будут развиваться в позитивном или негативном ключе. Начать все сначала в двусторонних отношениях будет непросто, но правительства двух стран, скорее всего, попробуют сделать это.
– Может ли администрация Байдена отозвать санкции против Анкары?
– Избранный президент Байден, скорее всего, захочет держать Турцию поближе к США. Похоже, это зависит от окончательного решения Анкары по комплексам С-400.
Если Конгресс США и администрация Байдена продолжат придерживаться «красной линии», согласно которой Турция должна отказаться от российских комплексов, Анкаре и Вашингтону будет крайне сложно достичь компромисса.
– Как американские санкции повлияют на военно-техническое сотрудничество между Россией и Турцией?
– Крайне маловероятно, что Анкара сможет продолжить военно-техническое сотрудничество с Москвой, не столкнувшись с новыми санкциями США. Нынешние санкции нацелены только на оборонную промышленность с косвенными последствиями для турецкой экономики. Переживая финансовый кризис в разгар пандемии, Турция очень уязвима перед ними.
У Турции уже были некоторые проблемы с Европейским союзом из-за конфликта с Грецией в Восточном Средиземноморье. Новое сотрудничество Турции с Россией в оборонной промышленности может вызвать дальнейшую реакцию США и других ведущих членов НАТО, таких как Франция.
– Могут ли переговоры о покупке Турцией дополнительной партии С-400 затянуться из-за американских санкций?
– Задержка переговоров о покупке Турцией дополнительной партии С-400 весьма вероятна. Правительство ПСР-ПНД в Турции не хочет делать дальнейших шагов в отношении российских ракет, пока не увидит предварительную позицию администрации Байдена по отношению к Турции.