На днях был вынесен судебный приговор по громкому уголовному делу Кирилла Серебренникова. Известного кинорежиссера признали виновным по делу о хищении 129 млн рублей и приговорили к трем годам лишения свободы, но условно. Бывший генеральный директор «Седьмой студии» Юрий Итин получил 3 года условно, продюсер Алексей Малобродский — 2 года условно. Также все подсудимые должны выплатить штрафы: Серебренников — 800 тысяч рублей, Итин и Малобродский — 200 тысяч рублей.
Проступки те же, реакция общества — другая
Любимый и ценимый многими россиянами Кирилл Серебренников стал одним из первых «звездных» фигурантов по чисто уголовным делам. Теперь на очереди Михаил Ефремов. Актер попал под следствие после дорожно-транспортного происшествия: авария, совершенная Ефремовым в пьяном виде, привела к смерти 57-летнего водителя-курьера Сергея Захарова.
Что общего в этих двух столь разных, на первый взгляд, делах? И Кирилл Серебренников, и Михаил Ефремов — деятели культуры, безусловно уважаемые в интеллигентной среде. Оба они, один в силу допущенных ошибок управленческого и финансового характера, а другой в силу пристрастия к алкоголю, столкнулись с машиной российского правосудия.
Но, что удивительно, та самая либеральная общественность, которая так любит требовать самых жестоких кар для любого попавшегося на взятке в 10 тысяч рублей сержанта — пэпээсника, для допустившего пьяную аварию чиновника или депутата, в обоих случаях горой встала за Серебренникова и Ефремова. Как же так, две «чести и совести» российской интеллигенции вдруг оказались под колпаком следствия!
Казалось бы, просто не надо напиваться и садиться за руль в нетрезвом состоянии. Казалось бы, просто надо более внимательно относиться к выделенным из государственного бюджета финансовым средствам. Но защитники обоих театралов давно вынесли свой вердикт: понять и простить. Правда, с Ефремовым сложнее: человеческая жизнь — это не бюджетные деньги, а у погибшего Захарова есть семья, которая вроде как прощать пока не собирается, а понимать уж тем более.
Но что мы слышим от большинства деятелей культуры: Миша совершил чудовищный поступок, но…, Миша пал жертвой самого себя и мы должны…, Миша, конечно, виноват, но вы сами разве не садитесь пьяными за руль? Видеообращение Ефремова с извинениями еще больше разжалобило и отечественных интеллигентов, и сочувствующих либералам обывателей. Конечно, отказывать Михаилу Олеговичу в способности искренне раскаиваться за свой поступок не стоит. Но он, как талантливый актер, всегда мог произвести нужное впечатление на публику, и это тоже не стоит отрицать. К тому же, любой врач-нарколог скажет, что за пьяным буйством неизбежно следует чувство вины, связанное не только с переживаниями, но и просто с последствиями похмелья.
Почему Серебренников получил условный срок
Несомненно, общей чертой в двух громких уголовных делах является и попытка притянуть политику. Некоторые особо рьяные оппозиционеры прямо записывают Серебренникова и даже Ефремова в «жертвы» режима, утверждая, что режиссер и актер поплатились за свое критическое отношение к власти. Но так ли это на самом деле?
Значимость Ефремова и Серебренникова как политических фигур явно преувеличена. Критические высказывания деятелей искусства никогда особой угрозы для властей не представляли, особенно если учесть, что Ефремов — не Джон Леннон, влиявший на умы и поведение миллионов молодых людей в свое время. Да, его критика в чем-то остроумна, где-то и обидна для властей, но реальных последствий не имеет.
К тому же, если посмотреть на практику уголовных дел и по коррупции, и по авариям, то мы увидим, что к своим «винтикам» режим часто бывает куда более жестким, чем к своим «жертвам». Множество федеральных и региональных чиновников, генералов и полковников самых разных силовых ведомств, судей и прокуроров, депутатов и даже министров тянут реальные, а не условные 5−10 лет в многочисленных колониях общего и даже строгого режимов. Что говорить, если даже «сам» экс-директор ФСИН Александр Реймер получил 8 лет колонии по делу о хищении 3 млрд рублей. А вот типичные приговоры менее значительным фигурам: в Ульяновске суд приговаривает бывшего руководителя муниципального предприятия за хищение 20 млн рублей к 5,5 годам лишения свободы; в Челябинске тренера местной спортивной команды внутренних войск за такую же сумму осуждают на 7 лет лишения свободы. Правда, и условные сроки — не редкость, но обычно за меньшие суммы, в несколько миллионов рублей, которые обвиняемые обычно возмещают за счет продажи своей недвижимости и автомобилей.
129 миллионов рублей государственных средств — сумма немаленькая. Конечно, далеко не все коррумпированные чиновники попадаются и, тем более, не все дела доходят до суда, но уж если дошли, то дают за такие суммы не три года условно. Впрочем, Кирилл Серебренников считает, что он невиновен, а значит и такой приговор не может быть вынесен. Адвокат режиссера Дмитрий Харитонов уже заявил, что решение Мещанского суда Москвы будет оспорено в вышестоящих инстанциях.
Адвокат Тимур Харди обращает внимание на то, что дело Кирилла Серебренникова отличается от множества обычных дел о хищении, фигуранты которых и за меньшие суммы получают по 5−8 лет колонии. В данном случае могли сыграть свою роль два фактора — повышенное общественное внимание, в том числе и со стороны иностранных государств и структур, и тот фактор, что Серебренников все же режиссер, а не финансист, и вряд ли то, в чем его обвиняют, было следствием его злого умысла.
— Но и оправдывать в нашей правовой парадигме не принято. Это было бы ударом по репутации и власти, и правоохранительных органов. Оправдательных приговоров у нас выносится крайне мало. Поэтому осудить надо было, но сажать реально было жалко. Вот и результат — условный срок.
Поможет ли Ефремову общественное мнение?
Теперь общество будет с волнением наблюдать за тем, какая судьба все же ждет Михаила Ефремова. За совершенное ДТП со смертельным исходом, да еще и в пьяном состоянии, известному актеру грозит очень внушительный срок лишения свободы. Конечно, чтобы прямо призывать к освобождению Ефремова от уголовного преследования, надо быть совсем отмороженным и таких деятелей среди наших актеров, музыкантов и режиссеров, к счастью, не так много. Но вот создать благоприятный фон для того, чтобы приговор был помягче — это пожалуйста, на этом поприще отметились очень многие представители богемы.
Понятно, что Ефремов условным сроком не отделается, но и не стоит ожидать, что приговор станет слишком суровым. С другой стороны, тот же Эдвард Радзинский в 2011 году был вообще амнистирован, хотя в защиту историка можно отметить, что он не был пьян и на момент совершения аварии был намного старше, чем Ефремов сейчас, и действительно не очень хорошо себя чувствовал. Но болезни можно найти и у Ефремова. И конечно, за актера будут просить, в том числе просить и очень влиятельные в мире культуры люди.