8 июня министр энергетики Саудовской Аравии принц Абдул Азиз бен Салман заявил об увеличении добычи нефти с 1 июля на миллион баррелей в сутки. По его словам, королевство решило не продлевать взятые на себя добровольно обязательства.
Заявление бен Салмана прозвучало после того, как участники ОПЕК+ договорились продлить майские и июньские квоты. Предполагалось, что во второй половине года сокращение составит 7,7 миллиона баррелей, но стороны сохранили текущие условия в 9,7 миллиона на июль.
Также стало известно, что саудовская Saudi Aramco почти полностью отменила рекордные скидки на нефть, которые она предоставила своим азиатским и европейским покупателям в рамках ценовой войны с Россией. Это произошло на фоне серьезных проблем в экономике ближневосточного королевства.
«Уступки России облегчают саудитам задачу»
По мнению директора Института проблем глобализации Михаила Делягина, это продолжение психологической войны, которую ведут саудиты. «Ранее они уже объявили об увеличении добычи, но в реальности увеличивали не добычу, а экспорт — за счет заранее накопленных резервов. Это спровоцировало падение мировых цен на нефть, что сильно ударило по сланцевой добыче США. А там — электорат Трампа, 300 тысяч своих работников», — считает эксперт.
По его словам, Вашингтон заставил Эр-Рияд сократить добычу реально, сверх сделки ОПЕК+ — миллион баррелей в день, угрожая вывести войска из Саудовской Аравии, что вызвало у саудитов страшный шок. «Сейчас саудиты щупают воду. Они объявили об увеличении добычи. Увеличат они добычу или нет — это вопрос открытый. Но они тестируют ситуацию. Во всем мире обвалились почти все инвестиционные проекты, связанные с нефтью. И в стратегической перспективе уже просматривается нехватка нефти. Соответственно пора начать бороться за долю рынка, чтобы завоевывать себе новые куски. Чем Саудовская Аравия с успехом и занимается. А очередные уступки со стороны России только облегчают саудитам задачу», — прокомментировал он заявление министра энергетики Саудовской Аравии.
Инвестиционный стратег «Арикапитал» Сергей Суверов считает, что сейчас спрос на нефть восстанавливается благодаря смягчению ограничений, принятых для борьбы с распространением коронавируса, и возобновлению деловой активности. По оценкам Международного энергетического агентства, в июне мировой спрос на нефть составит около 86 млн баррелей в сутки — на 13 млн баррелей меньше, чем годом ранее.
«Соответственно реагируют и цены на нефть. В последние недели котировки демонстрируют рост. Цена фьючерсов на североамериканскую нефть WTI даже превысила 40 долларов за баррель впервые с марта», — прокомментировал он сложившуюся ситуацию.
По его мнению, все это свидетельствует о постепенном восстановлении рынка. «Думаю, этой статистикой и объясняются действия саудитов, которые активно борются за увеличение доли рынка. Очередные уступки в вопросе сокращения добычи со стороны России, которая в очередной раз пошла на поводу у Саудовской Аравии, только облегчают задачу Эр-Рияду», — высказал свое мнению эксперт «Арикапитал».
«Саудовская Аравия практически пытается усидеть на двух стульях. Она ведет очень хитрую игру, чтобы укрепиться на мировых рынках. Использует эту тяжелую ситуацию для того, чтобы выдавить с рынка всех своих противников. Здесь речь идет даже не только и не столько о сланцевой нефти США, сколько о России. Сокращения, которые были приняты в рамках ОПЕК+, в наименьшей степени выгодны России. Из-за уступок саудитам в вопросах сокращения добычи, Россия теряет определенную долю на международном рынке. Саудовская Аравия наоборот использует этот шанс для того, чтобы укрепить свои рыночные позиции», — считает старший аналитик WMT Consult Валерий Андрианов.
По его мнению, Саудовская Аравия все-таки не может не испытывать давления со стороны Соединенных Штатов, которые сейчас не заинтересованы в слишком низких ценах на нефть, поскольку это нанесет очень серьезный удар по американской сланцевой революции. «Как известно, американские сланцевики являются одной из главных избирательных баз для Дональда Трампа. И в преддверии президентских выборов Трампу важно поддерживать своих сланцевиков, а, следовательно, — достаточно высокие цены на нефть. Дональд Трамп, по сути, заставил Саудовскую Аравию сесть за стол переговоров и подписать соглашение ОПЕК+ 2.0. Однако Саудовская Аравия продолжает маневрировать», — считает специалист.
По его словам, с одной стороны — Саудовская Аравия заявляет о поддержке рынка, но с другой — ищет варианты для того, чтобы укрепить свои позиции на мировом рынке за счет того, чтобы выбросить с него своих конкурентов, в том числе и Россию.