Театральная реконструкция "Победа.doc" – так называлось это действо – была организована Театром Российской армии по заказу Минобороны России. Идея спектакля – полное погружение зрителя в обстановку начала Великой Отечественной войны. Мы были то солдатами, то офицерами, то участниками хора, под живой аккомпанемент исполняющими советский гимн в секретном бункере.
На "фронт" нам приходили письма от родных и близких, ждущих скорейшего возвращения защитников домой. Причем театральные сцены, все фразы и разговоры полностью подчинены исторической действительности – сценарий основан на архивных документах и дневниках того времени.
Действие начинается в Театре Российской армии. К собравшимся журналистам выходит солдат со списком фамилий и устраивает перекличку. Мы больше не журналисты, мы – советские граждане, и сегодня – 22 июня 1941 года. За железной дверью нас ждет полумрак кабинета, в котором за столом над бумагами сидит Сталин.
Это те самые минуты, перевернувшие жизнь огромной страны – когда пришло известие о вероломном вторжении фашистов на территорию СССР. Радиообращение Молотова мы слушаем стоя, как 77 лет назад это делали наши дедушки и бабушки.
Фото: Pelikh Alexey, mgfoto / Shutterstock.com. Телеканал «Царьград»
И тут привычный формат театра исчезает. Мы выходим из здания и направляемся к специальному автобусу. Мысленно жалею, что не к тачанке. Хотя, надо сказать, жаркий салон и будничные московские пробки несколько передали атмосферу страдания и безысходности первых дней войны. Тем более что таких переездов предполагалось целых три. Внутри машины представление продолжается: ведущий в солдатской форме рассказывает о проплывающих мимо зданиях, какими были они летом 41-го. Там, где сейчас дама в шляпке фотографирует своего йоркширского терьера, а маленький мальчик, смеясь, мчится на скейте – каких-то 77 лет назад люди днями и ночами рыли окопы.
"И бескрайними путями - степями, полями,
Все глядят вослед за нами родные глаза..."
– доносятся из колонки слова песни.
Следующая точка – кабинет-музей Г. К. Жукова на Знаменке в старом здании Генштаба. Здесь нас встречает сам великий полководец. Мы теперь уже не простые советские граждане, перепуганные известием о войне, а офицеры, и каждый зачитывает товарищу Жукову короткий доклад о положении дел на разных участках фронта. Пронумерованные конверты с частями доклада были заранее выданы в автобусе.
Фото: Телеканал «Царьград»
Во время следующего переезда в салон вдруг забегает раскрасневшийся солдат – военный почтальон.
У меня для вас письма! – кричит он, роясь в черной кожаной сумке. – Так… Скажите, а есть среди вас такой товарищ Власов?"
Сидящий рядом со мной журналист слегка удивленно привстает с сиденья.
"Товарищ Власов, вам письмо! Вы не будете против, если мы всем прочтем? Нам правда, очень интересно", – продолжает почтальон и разворачивает аккуратно сложенный листочек в клетку.
Он читает строки, написанные сыном отцу, ушедшему на фронт. Мальчик рассказывает о пятилетнем брате, который чуть не сбежал "бить фашистов", о плачущей по ночам матери и обещает сам приехать к папе на подмогу. Журналист рядом со мной улыбается. Как улыбался бы, наверное, солдат в окопе, читая долгожданное письмо.
Тем временем мы подъезжаем к третьей локации, которая из-за долгих пробок стала для нас заключительной – секретному бункеру Сталина в Измайлово. Как рассказал нам впоследствии сопровождавший нас историк, сотрудник Музея Вооруженных сил России Владимир Лукин, этот бункер был самой восточной точкой секретного метрополитена, ставшего стратегической транспортной артерией Москвы во время войны.
Надо сказать, эти подземные транспортные сети до сих пор засекречены и находятся в ведении ФСБ. Бункер Сталина фактически был неуязвим – не только из-за прекрасной технической оснащенности и толстых стен, но и из-за отличной маскировки. Недостроенный стадион "Измайлово" и футбольное поле никак не указывали на расположение стратегического объекта.
Фото: Телеканал «Царьград»
Когда мы зашли в бункер, осматривая монументальные колонны главного зала, где проводил свои совещания Иосиф Виссарионович, к нам внезапно подлетел мужчина в капитанских погонах и синей фуражке.
"Что вы стоите? На сцену! Срочно на сцену! Так, взяли в руки текст!" – кричит он.
Мы слегка ошалело выполняем приказ и берем листы с напечатанным текстом. Это оказывается гимн Советского Союза в его первоначальной версии 1944 года. Теперь мы - хор.
А после выходит юная актриса и поет "Валенки", "Синий платочек" и другие популярные в Советском Союзе песни.
…Пятичасовая театральная эпопея заканчивается там же, где и началась - в Театре Российской армии. До конца дотянули не все: часть журналистов разъехалась по редакциям, не выдержав столь затяжных переездов. Как выяснилось позже, мы установили рекорд по продолжительности постановки: мероприятие нацелено все-таки на выходные дни, когда дороги свободнее. Однако, несмотря на организационные трудности, задумка вышла очень интересной. Ведь в каком еще спектакле удастся посетить столько исторических мест, поочередно становясь то солдатом, то офицером, то вокалистом?
Метод нашей работы мы назвали "оживление истории". Задумка была сделать первый в Москве театр-квест, если можно так сказать, чтобы были не просто кулисы и сцена, а реальные места, которые дышат историей. Чтобы каждый человек мог почувствовать себя на месте тех людей в 1941 году, 1943-м, 1945-м – и это самое главное",
– рассказала драматург Яна Стародуб-Афанасьева.
По ее словам, авторы спектакля постарались передать чувства и мысли как простых людей, так и руководителей, так как и те, и другие вместе страдали и вместе победили. И мы можем с уверенностью сказать, что задумка удалась.
Спектакль проводится в рамках цикла "Вехи Великой Победы", и его закрытая премьера для военнослужащих, юнармейцев и кадетов состоится в июне 2018 года. В дальнейшем планируется открыть постановку для всех желающих.