Движение вперед: министр социполитики региона Андрей Злоказов — о том, как в Свердловской области формируется система комплексной реабилитации инвалидов
К 2030 году система реабилитация и абилитации в России должна существенно измениться: перейти на единые стандарты и по-настоящему стать комплексной. Почему Свердловской области будет легче пройти этот путь, чем большинству других регионов, и что в конечном итоге изменится для инвалидов — людей, которые в первую очередь нуждаются в реабилитационной помощи? Об этом в интервью журналисту «Областной газеты» Андрею Мешавкину рассказал министр социальной политики Свердловской области Андрей Злоказов.
— Андрей Владимирович, для чего в нашей стране меняется система реабилитации и абилитации?
— Речь идет о формировании комплексной системы, состоящей из множества взаимоувязанных элементов. Ведь процесс реабилитации — не только прерогатива медицины или сферы соцзащиты. Нужны специалисты из области образования, культуры, спорта и других. Все они должны работать на то, чтобы человек в конечном итоге смог компенсировать имеющиеся ограничения, не позволявшие ему жить полной жизнью. Конечно, это идеал, который не просто достигнуть, но к нему надо стремиться. Единые стандарты оказания услуг по комплексной реабилитации позволят внедрить такие подходы во всех регионах России. Кстати, они же предполагают обязательную диагностику в самом начале и конце процесса, чтобы понять эффективность реабилитационных мер.
В конце 2023 года был принят ФЗ № 651, который на федеральном уровне заложил основу для создания системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов в нашей стране. Он ввел понятия комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, ранней помощи детям и их семьям, целевых реабилитационных групп, определил оказываемые услуги, ввел стандарты их предоставления, уточнил полномочия органов власти на федеральном и региональном уровнях.
— А в какой точке этого пути находится Свердловская область?
— Наш регион стоял у самых истоков формирования новой системы. Напомню, в области создана трехуровневая модель социальной реабилитации и абилитации людей с инвалидностью: на местном, окружном (по управленческим округам) и региональном уровнях. В 2017 году наряду с Пермским краем мы выиграли право участвовать в первом федеральном пилотном проекте, который позволил ее сформировать. На местном уровне организованы порядка 20 структурных единиц, где можно получить консультацию и необходимый минимум реабилитационных услуг, на окружном предусмотрена помощь в полустационарах и стационарах. И третий уровень – региональный — это взрослый и в будущем детский центры, где прорабатывается реабилитационный маршрут.
Еще один федеральный «пилот», в котором область участвует с 2022 года, касается детей в возрасте от 4 до 17 лет, которым впервые установлена категория «ребенок-инвалид». За 21 день в рамках курса они получают услуги по комплексной реабилитации и абилитации. Кроме того, с 2017 года в Свердловской области развивается проект по оказанию ранней помощи детям до трех лет, мы одними из первых среди регионов внесли в областной закон само понятие ранней помощи.
Таким образом, у нас уже есть элементы, формирующие первоначальный этап развития системы комплексной реабилитации, а другим субъектам федерации надо будет все это проходить. Поэтому мы активно делимся опытом. Только в 2023–2024 годах представители порядка 30 регионов побывали в различных центрах реабилитации Свердловской области или попросили информацию по этой теме.
— Тем не менее нашему региону есть куда идти дальше в русле федеральных установок? Что планируется сделать в этом плане в 2025 году?
— Пилотные проекты, о которых я упомянул выше, будут развиваться. Например, в «пилоте» для детей-инвалидов мы начинали в 2022 году с семи участвующих в нем организаций, в этом году их уже было 11, а в следующем планируется 12. Более 2 300 детей на данный момент получили помощь в рамках этого проекта, у более 99% из них зафиксированы положительные изменения.
Кроме того, в следующем году мы на региональном уровне должны подготовить и принять все правовые нормативные документы в развитие федерального законодательства.
— Какие вы видите основные сложности в дальнейшем развитии системы комплексной реабилитации?
— Кадры. Понимаете, можно создать инфраструктуру, отремонтировать помещения, купить современное оборудование, но все же главное в процессе реабилитации — это люди и их компетенции. Специалистов нужно мотивировать и удерживать, особенно сейчас, когда уровень безработицы в нашей стране находится на минимально низком уровне. Кроме того, уже приобретенные компетенции требуют постоянного поддержания, потому что реабилитационные технологии — они сами по себе развивающиеся. Мы ежегодно стараемся обучить, переподготовить какую-то долю своих специалистов — и дистанционно, и на курсах в Москве и Санкт-Петербурге.
— В этом году в Екатеринбурге прошел форум «Социо», где свой опыт в сфере реабилитации представили Объединенные Арабские Эмираты. В свою очередь делегация Свердловской области принимала участие во Всемирном конгрессе в Абу-Даби, посвященном этой теме. Что из представленного было интересно, с одной стороны, вам, с другой — вашим коллегам из ОАЭ?
— Мы разные страны с разным законодательством, где-то могут отличаться и подходы, но с точки зрения понимания абилитационных и реабилитационных технологий — в общем-то мы движемся в одном русле. Мы действительно были рады принимать большую делегацию из ОАЭ в рамках форума «Социо», показали Областной центр реабилитации инвалидов. Я видел, какой нескрываемый интерес к нашим технологиям проявляют коллеги из Высшей организации шейха Зайеда для решительных людей. Кстати, интересно, что в этой стране отказались от термина «инвалид» в пользу термина «решительные люди». Мне кажется, можно подумать над тем, стоит ли в перспективе применить подобный подход и в России.
А в сентябре делегация нашего региона во главе с заместителем губернатора Павлом Владимировичем Крековым приняла участие во Всемирном конгрессе по реабилитации в Абу-Даби. Мы представили технологии сопровождаемого проживания инвалидов, а наши коллеги из Уральского федерального университета презентовали русско-арабский словарь по реабилитации и абилитации. Посетили также организацию, где решительным людям предоставлена возможность профессионально трудиться. Это производство сыров, конфет, оформление букетов. Вся продукция полностью проходит необходимый контроль. Интересна система продвижения этих товаров: сыры, которые здесь делают, берут крупные гостиничные сети, в том числе с мировыми брендами. Такую политику здесь поддерживает государство. Мы обязательно будем и дальше поддерживать сотрудничество с нашими коллегами из ОАЭ.
Ранее «Областная газета» рассказывала о том, как работает Екатеринбургский реабилитационный центр для детей-инвалидов.
Опубликовано в №272 (10083) от 3 декабря 2024 года.